/ Дмитрий Данилов

А на деле – знаний нет…

Сегодня стартует основная волна ЕГЭ в России. Через два дня выпускники школ будут писать экзамен по русскому языку. Данная форма проверки знаний школьников – тема для бесконечных споров и дискуссий.

На мой взгляд, этот экзамен проверяет только то, что сохранилось в памяти. А человек должен уметь рассуждать. Например, в тесте ЕГЭ по истории приводится афоризм, автора которого должен определить выпускник. Понимаете? То есть от ученика требуется знать, кто что сказал, а не вникать в смысл самого высказывания. Конечно, кто сказал – это тоже важно, но ведь главное – смысл. Как раз этого ЕГЭ и не требует в должной мере.

Руководство многих университетов были против ЕГЭ. Особенно активно против него высказывался ректор МГУ Виктор Садовничий, который говорил, что абитуриенты поступают в университет со ста баллами по предмету, а на деле – знаний нет.

Тем не менее ЕГЭ пытаются улучшить, да и критики замолчали. Ладно, пусть будет единый государственный. Но эта система должна совершенствоваться. Ее главная проблема, мне кажется, в том, что данная форма не учитывает индивидуальных способностей и качеств ученика.

Нам необходима стандартная система оценки знаний. Но ведь не существует одинаковых людей. Кто-то может освоить технику выполнения ЕГЭ и заработать на тестах довольно высокие баллы, другому, не менее умному ребенку, может быть непонятен или неприятен сам процесс заполнения экзаменационного листка или формулировка вопросов. В общем, система все еще нуждается в совершенствовании.

Раньше образование строилось, грубо говоря, на простой системе «учитель знает, ученики – нет». Сейчас же каждый может в любое время с помощью интернета узнать любую информацию. Доступность информации – это, безусловно, хорошо. И роль учителя должна соответственно измениться. Учитель должен помогать ученикам воспринимать нужную информацию, помогать интерпретировать ее. Он должен направлять развитие человека, служить неким ориентиром в огромном информационном пространстве.

Дмитрий Данилов – доктор педагогических наук, профессор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.