/ Николай Кожевников

Архитектоника в якутском эпосе

Архитектоника – построение художественного произведения. К архитектонике якутского эпоса Олонхо существует несколько подходов, о них мы сегодня и поговорим.

Традиционный подход можно определить, как взаимное переплетение фабул, мотивов и сюжетов. То есть фабула – общая основа произведения, сюжет – это реальная цель отображаемых событий, а мотив – любая единица сюжета или фабулы, взятая в аспект ее повторяемости. Надо бы сказать, что с этим подходом очень много проблем. Понятия фабулы, сюжета и мотива достаточно запутанно перекрывают друг друга и, хотя этот подход удобный для компаративистских исследований, он имеет мало перспектив для философского обращения.

Развитием этого подхода является его основатель, Николай Емельянов. Вышло четыре его книги, которые выделяют в Олонхо десятки сюжетов, подразделяют их на три группы и несколько подгрупп, разбирают основные части сюжетов: экспозиция, развязка, кульминация и так далее. У исследователя Михаила Бахтина подход другой. Архитектоника он рассматривает как совокупность двух основных взглядов: то есть это авторский взгляд, который соединяет в единое целое все компоненты словесного творчества литературного произведения, и это взгляд героя литературного произведения, который тоже является цементирующим ядром.

Архитектоника в рамках такого подхода объединяет не только различные уровни организации эпоса, но и различные уровни его исследования. Согласно Бахтину, именно разновесный взгляд автора соединяет линейное целое, все компоненты словесного творчества или литературного произведения. Отмечу, что такой подход тоже достаточно рыхлый, и авторский голос Бахтиным достаточно плохо определен, также как связь архитектоники с образом и авторским голосом.

Есть также и третий подход, который основан на системе координат мира. Мы развиваем его в настоящее время, и он изложен в нескольких докладах, монографиях и статьях. То есть речь идет о том, что любое культурное образование может быть рассмотрено с точки зрения трех предельно-динамических равновесий.

Во-первых, это идентификационное равновесие, затем коммуникационно-сетевое и, наконец, предельный ритм мировой гармонии. Образуется некая ячейка, с точки зрения которой можно рассмотреть очень многие явления. В частности, если применять это к эпосу, можно опереться еще и на терминологический подход. Здесь можно подчеркнуть, что образ, архитектоника и стиль тесно связаны с тремя пределами. Архитектоника имеет два измерения, она опирается, с одной стороны, на образ, с другой стороны – на стиль. Все вместе в итоге создает очень устойчивую конструкцию, которая предельно ясна и является перетекающей. Эти два понятия – архитектоника и стиль – переплетают друг с другом, и я хотел подчеркнуть, что Олонхо и другие эпические произведения содержат много наглядных примеров: предельных состояний, образов, архитектоники, стиля и хорошо соответствуют этому подходу. В образе героя в Олонхо содержится только самое главное, здесь нет никаких мелочей, которые были бы случайными.

Николай Кожевников – доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.