/ Николай Неустроев

Даем выпускникам слишком много свободы

В 1990-е годы профессия учителя переживала кризисные времена, была непрестижной и малооплачиваемой. Отголоски тех лет чувствуются до сих пор – выпускники не стремятся работать по профессии, тем более в районах.

В разные годы были неоднократные попытки установить льготные условия для выпускников-педагогов в арктических улусах. Например, Министерство образования РС(Я) составляло договоры на пять лет работы в арктических улусах, по истечении которых молодым специалистам предоставляли сертификаты на квартиру. Это была в основном материальная мотивация, она могла повлиять на колеблющегося молодого педагога.

Сейчас в Педагогический институт принимает студентов на трехсторонней договорной основе. Из арктических улусов к нам направляют абитуриентов, мы обязуемся дать им образование, а администрация улуса гарантирует трудоустройство. Это позволяет хоть в какой-то степени покрыть недостаток кадров, ведь не имея на руках такого договора, многие выпускники предпочитают не возвращаться в родные улусы, а пытаются трудоустроиться в городе. А ведь это очень важный момент ‒ закрепление местных кадров.

Ведь тот, кто родом с севера, не испытывает тех психологических проблем, с которыми сталкивается, например, южанин, приехавший на работу в арктический улус.

Там более суровый климат, полярная ночь, которая длится несколько месяцев. Конечно, тяга к урбанизации – это естественный процесс. Но не стоит его усугублять отсутствием на севере нормальных комфортабельных условий для жизни и работы. Жилье и социальная инфраструктура – это глобальная проблема, над решением которой должны работать республиканские власти.

Что мы видим сейчас? В последнее время выпускникам дали слишком много свободы, все говорят о развитии личности, индивидуализме. Это, конечно, замечательно, но нельзя забывать и об обязанностях. Я сторонник восстановления практики обязательного распределения выпускников-педагогов, как было в советское время. Разумеется, его необходимо подкорректировать, видоизменить под современные реалии. Но государственное регулирование в этом вопросе необходимо, это дело государственных интересов.

Если человек окончил государственное высшее учебное заведение, он обязан как гражданин воздать долг государству. Государственные и общественные интересы должны играть приоритетную роль над личностными, ведь педагог – это стратегически очень важная профессия.

Николай Неустроев, доктор педагогических наук, профессор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.