/ Михаил Черосов

Дети одаренные, а некоторые учителя – эгоисты…

Как воспитать одаренного ребенка? Место, где ребенок впервые соприкасается с наукой, – это школа. Как учителя и педагоги должны работать с детьми, чтобы этот интерес не было потерян и ребенок смог научиться анализировать?

Исследование начинается с дома. Занятия наукой ребенок должен начать со своей родины – с наслега, улуса, города. Нельзя говорить, отмахиваться: «У нас ничего интересного нет», в каждом районе есть своя изюминка.

Бывает, руководство школ отмахивается от дополнительных занятий наукой, говоря, что это лишняя трата времени, это все равно не дает баллов к ЕГЭ. Но без моральной и материальной поддержки зачатков науки мы не сможем получить будущих ученых. Текущей работы у учителей много, но всегда можно задействовать, привлечь заинтересованных людей, педагогов, которые могут помочь ребенку в занятии наукой.

Конечно, материальная база, обеспечение, учительские кадры в школах разные, но школьник должен получать возможности для занятия наукой.

Связка «ученик – учитель – ученый» работает эффективнее, когда в школе есть рабочее место. Если не отдельный класс, то хотя бы место в библиотеке или кабинете, где они могут спокойно обсудить условия работы.

История научно-практической конференции «Шаг в будущее» началась в 1996 году. Мы даем детям возможность проявить себя и мотивацию. В конференции задействованы более 200 экспертов по все областям знания. Лучшие юные исследователи, прошедшие на федеральный уровень, получают льготы для поступления в вузы. Но для большинства ребят – это отличная возможность выехать в Якутск, Москву, большие города, увидеть мир. За этими ребятами стоят другие – пусть в этом году им не удалось стать победителями, зато они, увидев хороший пример, захотят работать лучше. Пусть они победили не сразу – ведь конкурс большой, но через несколько лет и они смогут стать лучшими исследователями.

Во время работы над исследованием школьник развивает навыки, которые в школе иногда не требуются. Это сбор данных, полевые экспедиции. Как правило, в летнее время, во время каникул ведется сбор данных по теме, в сентябре-октябре идет организация этих данных, в марте-апреле он представляет работу на конференции. Мы даем установку экспертам: «Уси-пуси не разводите – отбирайте лучших». Победу надо заслужить качественной работой, а не жалостью или симпатией.

Науку надо делать серьезно, основательно, системно и рационально. Каждый ребенок должен знать, что такое план исследования. К нам приходят студенты, которые не умеют делать элементарных вещей при написании курсовых и дипломных работ – например, библиографию. Ставить ссылки в научной работе – это знак культуры работы с источниками. Умение работать со стендом не менее важно – будущий ученый должен уметь говорить емко, четко, кратко излагать суть темы. Если ребенок в будущем и не станет ученым, но ему будет легче учиться в университете.

Контакт с учителем очень важен. К сожалению, сейчас некоторые учителя, добившись успеха, не хотят делиться знанием с другими – они хотят развиваться только сами, словно говоря остальным: «Это ваши проблемы». Бывает, что некоторые попросту отказываются даже проводить мастер-классы.

Михаил Черосов – доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.