/ Пантелеймон Егоров

Доступная среда

По части инклюзивного образования СВФУ работает в трех направлениях – для тех, кто воспринимает мир с проблемами зрения, слуха и имеет проблемы с самостоятельным передвижением. Как должно проходить обучение детей с особыми образовательными потребностями?

С 2015 года в университете ежегодно проводится акция «Доступная среда», в рамках которой волонтеры проверяют кампус студгородка и прилегающей территории на пригодность для студентов и гостей вуза с особыми потребностями по состоянию здоровья.

Через два года акция вышла на республиканский уровень, а в 2019-ом мы провели ее по всероссийским масштабам. Нас поддержали Южный федеральный университет, Казанский федеральный университет, Бурятский государственный университет и многие другие – более тысячи человек. В следующем году в наших планах провести акцию уже на международном уровне.

Помимо доступности территории, мы также должны задуматься о правильности обучения детей с особыми образовательными потребностями. При инклюзивной форме воспитания и обучения в обычной группе детского сада, в классе школы, в учебной группе ссуза или вуза должны обучаться один-два, максимум три ребенка с проблемами здоровья любой нозологии. Я уточняю, что это обучающиеся с одной нозологией и с сохранным интеллектом.

Если в одной группе или в одном классе будут обучаться дети с проблемами здоровья разной нозологии, учителю придется разработать несколько разных учебных планов

Чтобы развивать инклюзивное образование на местах, в районах, мы должны создавать в управлениях образованием отделы по инклюзивному образованию, должен быть выделен специалист по данному вопросу. К сожалению, отсутствуют кадры, не хватает сурдопедагогов, тифлопедагогов.

Пантелеймон Егоров – кандидат педагогических наук, директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.