/ Василий Винокуров

Духи-иччи в эпосе Олонхо

В якутском героическом эпосе Олонхо довольно важное место уделяется духам-хозяевам, иччи среднего мира. Они являются одними из важнейших персонажей эпоса Олонхо. В нижнем мире тоже есть свои иччи, но на этот раз мы говорить о них не будем.

По представлениям наших предков, каждая вещь имеет свое иччи, будь это природные явления, местность, озера, реки, моря, дороги, хотоны, коновязные сергэ. Иногда исследователи говорят, что даже непроизнесенное слово имеет иччи.
Иччи имеют все нужные, важные предметы, изготовленные руками человека, орудия труда и охоты, боевые снаряжения этнических богатырей. Согласно якутской мифологии, все имеет иччи, даже некоторые части тела, например, иччи языка и челюсти, иччи, проливающаяся от ран крови. Они являются духами хозяевами данных вещей и явлений, повсюду сопровождают земную жизнь человека, являются покровителями его благополучия или причинами его несчастья и удачи.

Всех охарактеризовать, к сожалению, невозможно

Духи-иччи требуют от человека почтительного отношения. При уважительном отношении к ним, когда их угощают и соблюдают определенные правила поведения, установленные традициями, они помогают людям и покровительствуют им, обеспечивают достаток и благополучие, удачно устраивают дела и судьбу. Некоторые из них играют очень важную роль в повседневной жизни человека. Наиболее почитаемым духом иччи является дух хозяйка огня или домашнего очага. О нем говорят по-разному. Второй важный иччи – дух местности. Также важным иччи является иччи охотников, тайги, лесов и полей, где обитает дичь и звери.

Наиболее важный для якутов иччи – дух огня. Согласно Горохову и его книге Олонхо «Юрюнг Уолан», которое вышло в 1884 году, дух огня – кушающее сырое дерево, имеющее пепельную постель, раскаленную уголь — подушку, мелкий уголь-одеяло, дым дыхание с седой бородой и волосами почтенный старик.

С самым большим уважением через духа-хозяина огня и домашнего очага обращались к другим духам с просьбой и пожеланиями об удаче и успехе. Любое торжественное и радостное событие не обходилось без обращения к духам огня. Его обожествляли как могли, угощали самым лучшим и съедобным – оладья, масло, мясо, кумыс, бросали в огонь пучки конского волоса и просили удачи и благополучия. Как отмечают исследователи, его представляли в образе веселого, огромного, серобородого старика.

Кроме того, следующим важным иччи являлась иччи местности. Представлялась в виде белой старухи, она помогала богатырям во всех их делах. Когда богатыри отправлялись в дальние походы, они обязательно обращались к духу иччи местности. Она давала из своей груди молоко, благословляла и могла рассказать, какая судьба ждет богатыря.

Винокуров Василий Васильевич – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Северо-Восточного федерального университета

Фото из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.