/ Николай Неустроев

Гарантия реальных знаний

В 2018 году для учеников девятых классов введут обязательный экзамен по устной речи. Цель экзамена – научиться грамотно и четко говорить. С какими проблемами может столкнуться нововведение?

Раньше школьников устным экзаменом было не удивить: помню, что по окончанию четвертого класса я сдавал математику, русский и родной язык как устно, так и письменно. Многие современные школьники сегодня мало читают, плохо пишут и говорят, поэтому я всецело поддерживаю введение экзаменов по основным предметам в устной и письменной формах. Комиссии, на мой взгляд, могут быть межшкольными или с участием представителей улуса. Это будет гарантией реальных знаний и высокой ответственности.

При сдаче экзамена кто-то из детей обязательно столкнется с проблемами. Чтобы такого не было, ребенка нужно воспитывать и постоянно упражнять. Если он говорит плохо, то сразу говорить лучше он не станет. Конечно, это требует времени и усилий. Решением проблемы, как уже было указано в материале, могут стать тренинги публичного выступления.

Отдельно упомяну об экзамене по якутскому языку. Учащиеся национальной школы должны сдавать как устно, так и письменно, ведь из них выходят специалисты по родному языку

Задача устных экзаменов – определить уровень знаний, их систематичность и логичность, а также умение оперировать межпредметными знаниями, иметь свое видение и мнение. Мой совет учителям и школьникам – для успешного преодоления испытания нужно овладеть широкой информацией по основным понятиям предметов образовательной программы.

Это должны быть последовательные и обобщенные логические понятия. Какой вопрос зададут члены комиссии – неизвестно. Значит ребенок должен быть готов быстро сформулировать мысль, а тот, что плохо информирован и неясно мыслит, вряд ли сможет хорошо ответить.

Сейчас уже известно, что Якутия стала пилотным регионом для проведения экзамена в этом году – уверен, что те несколько школ, в которых будут сдавать устную речь, являются продвинутыми, а ученики, что в них обучаются, очень развитые дети. А ведь наша республика очень большая, и школы бывают разные – где-то продвинутые, где-то обычные, массовые. Поэтому я бы посоветовал в рамках пилотного проекта выбрать школы с разным уровнем обучения, чтобы было с чем сравнить.

Николай Неустроев – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.