/ Татьяна Бердникова

Говорить красиво

Каждому родителю интересно – с какого возраста ребенку учиться ораторскому искусству? Выражение «чем раньше, тем лучше» здесь не совсем применимо.

В пятом классе средней школы детей обучают культуре речи – владению нормами языка. К седьмому классу школьник созревает, он уже готов к более высокому уровню подготовки. Ораторское искусство – это выразительность, эмоциональность, владение аудиторией. В ораторском искусстве нет определенных сводов правил, что, мол, это нельзя, это можно. Импровизация и комбинирование разных стилей – в этом проявляется мастерство.

Чтобы самостоятельно натренировать ораторское мастерство, необходимо очень много читать художественную литературу. Желательно обращать внимание на размышления героев, следить за ходом мыслей. Возьмем, например, Митрофанушку из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» –там мы слышим бессвязную речь. В то же время, читая другие произведения, например, «Войну и мир», очень интересно наблюдать за ходом мыслей Пети Ростова.

Мощное развитие можно получить, общаясь с людьми, которые служат образцом для подражания в русской речи. В большинстве случаев для детей это, конечно, учитель.

Общайтесь с людьми, которые владеют языком лучше вас. Так вы пополняете словарный запас, расширяете кругозор

Способности к устной и письменной речи у одного и того же человека могут сильно разниться. Случаи, когда удается и то, и другое, редки. У детей письменная речь обычно развита больше, потому что они выполняют много письменных работ, а преподавателям легче сказать, чем написать. Конечно, многое зависит от социального опыта. Практически всегда речь умудренного жизнью человека будет ярче речи юного человека.

Татьяна Бердникова – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.