/ Дима Зицер

Хватит вести уроки на кладбище

Современные учителя не умеют учить: они не умеют вызывать интерес учеников к своему предмету, зато им нравится пугать детей стуком по доске и криком: «Все глаза на доску!» Откуда появляются учителя-садисты?

На что обращает внимание любой школьник, входя в школьный кабинет? На освещение, расположение парт, внешность и поведение одноклассников, окружающих людей, звуки, запах наконец. Учителя практически не используют этот инструмент, а ведь можно организовать кабинет таким образом, чтобы дети вошли и замолчали в предвкушении интересного урока. Почему бы не включить перед уроком тихую инструментальную музыку?

Однажды, когда мне было 16 лет, учитель поручил провести урок литературы в пятом классе в кабинете биологии, где стоял скелет человека. А как вести серьезный урок в помещении, где стоит скелет? Пятиклассники бы ржали, и урок бы пошел не по плану. Можно, как это делают многие учителя, сказать: «Ну все, посмеялись и хватит. Теперь к теме урока…», или делать вид, что скелета нет. Но мне хватило ума и интуиции, чтобы прийти в кабинет пораньше. Это важно для учителя – приходить раньше учеников, чтобы повлиять на атмосферу в классе.

Но за вас поставили парты, вы сели и смотрите в спину впереди сидящего человека. Только учителю-садисту помогает мертвая тишина в классе. Дети – это шумные существа, им свойственно смеяться, вертеться, разговаривать. Шум – это, наоборот, показатель интереса. Детям необходимо «провентилироваться», чтобы переключить внимание к важному: ну, допустим, скажет Света Иванова подруге: «Смотри, какая кофта у Петровой», — хихикнет, на том и успокоится.

Говоря «Все глаза на доску!» и постучав по доске, вы разрушаете атмосферу, «выключаете» личности. Важно говорить с живыми людьми, включать их в урок через их личные интересы. Кто-то думает о кино, кто-то о весне, и это нормально. Когда ученик начнет ощущать свое «Я», понимать о географии как о городах, где живут он, его родители, родилась бабушка, тогда у него появится интерес. Личный интерес – это сердце неформального образования. Важно смотреть детям в глаза – если учитель общается с ними как с живыми людьми, личностями, то у учеников резко повышается способность понимать, о чем ему говорят.

Предлагаю решить вот такой когнитивный диссонанс: за окном весна, вашему ученику 15 лет, он влюблен. Почему ваша физика или математика должна быть интереснее его личных дел? Вы же не можете внушить ему, что никакой весны нет. Если это урок литературы, можно затронуть тему любви. Если урок физики, объяснить весну с точки зрения науки. В любом случае хороший учитель должен открыть несколько «входов» в тему, чтобы ученик, о чем бы он ни думал, включился в рассуждение. Без обнаружения личного интереса, конечно, можно пробубнить свою тему, уйти, но серьезной работы так не проделаешь.

Закончил Педагогический университет (филология) и Санкт-Петербургскую академию Театрального искусства (режиссура).
Доктор педагогических наук (Ph.D)
Пару лет назад вместе с Наташей Зицер мы написали книгу «Практическая педагогика: азбука НО», в которой описана философская и методологическая основа того, чем мы занимаемся.
С 2005 года – директор Института Неформального образования INO.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.