/ Татьяна Макаренко

Инфантильность и несамостоятельность

Многие отмечают, что в России на преподавателя возлагается излишняя воспитательная функция. Молодежь должна воспитывать себя сама, так как из-за избытка невостребованного воспитания она потеряла свою самостоятельность.

У нас очень богатые традиции в том, что касается воспитания во всех учебных заведениях, в том числе высших. Естественно, что преподаватели должны воспитывать учеников словами и примером. Но конкретной воспитательной работой должны заниматься молодежные организации. К сожалению, у нас этого нет. Одну из функций воспитания несет куратор.

Допустим, если студент плохо ведет себя в общежитии, кто несет ответственность? Куратор. В советское время этой функцией хорошо занимался комсомол. Избыток невостребованного воспитания привело к тому, что студенты у нас менее самостоятельные, чем были ранее.

Если говорить точнее, они стали инфантильнее, менее самостоятельными. Они не умеют планировать свой учебный график. Я не скажу, что все студенты такие, отнюдь нет. Но несамостоятельных студентов стало больше, к сожалению. Нынешнее поколение не умеет ставить приоритеты, оно плывет по жизни. «Слава богу, поступил»… Не хватает целенаправленности.

У современной молодежи клиповое мышление. Идет ориентация на образы, картинку

Вчитываться в большой текст, извлекать смысл они уже не могут, предпочитая проглатывать уже переработанную информацию. Это приводит к тому, что они в бытовом плане очень быстро адаптируются к окружающей среде, но вот в том, что касается логики – продумать шаги, разработать варианты – это получается у немногих.

В клиповом мышлении, на мой взгляд, виноват внутренний подход к информации. Ее действительно стало много: психологи говорят, что идет «информационное насилие». В итоге получается, что читать, отбирать информацию мы не умеем, и, причем, это наблюдается повсеместно. Элементарно собрать логическую связь, сделать выступление по собранным материалам для нынешних студентов очень сложно.

Бывший министр образования Ливанов произнес замечательную фразу: «Сейчас нет монополии на знания». Лектор уже не является передатчиком знания. Знания надо найти, отшлифовать и переработать. Профессия лектора исчезает. Некоторые лекторы приходят в аудиторию и говорят студентам: «Откройте следующую ссылку в интернете, прочитайте». Есть лекторы, которые интересно рассказывают, и их интересно слушать, к ним интересно идти. А есть те, которые открывают книгу и начинают читать. Поэтому ставится вопрос, зачем сидеть на лекции? Неужели я не могу открыть учебник в интернете и прочитать самой?

Татьяна Макаренко – доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.