/ Айтал Яковлев

История, построенная на фактах

С 1 сентября почти все школы перейдут на новые учебники по истории, задача которых – завершить формирование единого образовательного пространства по данному предмету на территории всей страны. История в учебниках будет строиться не на оценках, а на фактах.

Единый учебник по истории – факт не новый, о его введении начали говорить еще с 2013 года. Президент России Владимир Путин тогда отметил, что такие учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции». Так, вначале был создан единый стандарт, на который стали опираться учебники, но «соломонова решения» не возникло, и люди поделились на два лагеря.

Первые утверждали, что единый учебник нельзя вводить, так как это своего рода форма, которая приведет к эффекту «одного мнения», одного взгляда на исторические процессы. Другие отмечали его важность, считая, что общество, поддерживая плюрализм, все равно должно иметь какие-то ориентиры, и единый учебник мог им это дать. По их мнению, если такое многонациональное государство на огромной территории, как Россия, начнет жить, как пожелает, то это приведет к разброду и шатаниям.

Понятия «идеальный учебник» не существует – качество преподавания предмета в первую очередь зависит от мастерства учителя

На мой взгляд, какой-то стандарт все же должен быть, ведь историкам нужно от чего отталкиваться. Отмечу, что новый единый учебник подразумевается именно как стандарт – он будет опираться только на факты, а не оценку. Те учебники, которые были и существуют до сих пор, являются авторскими – они имеют оценку исторических событий.

Сейчас по федеральному государственному образовательному стандарту на уроках истории учат не фактам, а тому, чтобы ученик имел свое мнение, какие-то навыки. И чтобы давать ядро, вокруг которого у молодого подрастающего поколения начнет развиваться свое мировоззрение, нужно делать упор не на вспомогательные вещи по типу учебников, но и не забывать про самих учителей. То, как они будут подавать материал – вот где главный фундамент. Таким образом, к вопросу о вводе единого учебника по истории надо подходить с другой стороны – как будут учить по нему?

Айтал Яковлев – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультета Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.