/ Ирина Подойницына

Как быть людям во время кризиса и волны увольнений?

В период кризиса в компаниях вырастает уровень тревоги и неопределенности. Это может быть следствием сокращения персонала, урезания зарплат и отказа от запланированных проектов. Тревога в коллективе снижает эффективность бизнеса и без того испытывающего проблемы на фоне кризиса.

Во время кризиса могут быть конструктивная и деструктивная модели поведения. Деструктивная модель общения – это чувство тревоги, неопределенности. Вырабатываются такие поведенческие модели персонала: во-первых, хочется залечь на дно, ничего не делать, не показываться. Во-вторых, писать жалобу на начальство – на непосредственного начальника или высшее руководство. Это все более чем деструктивно, даже с точки зрения здоровья.

В учебниках по деловым коммуникациям есть специальный раздел, где говорится о том, к чему приводят тревога, неопределенность, фобии и какие заболевания, отклонения психики они вызывают. Начинает казаться, что все абсолютно против тебя, включая тех, кто сидит с тобой в одном помещении. Очень многие занимают выжидательную политику. Они думают: «Посижу, подумаю, прояснится что-нибудь и тогда стану предпринимать». Еще есть такая стратегия «стиль поведения». Она заключается в следующем: «Ничего не замечать, загнать этот кризис, конфликт внутрь себя и делать вид, что все отлично». Опять деструктивно! Конфликтологи и те, кто занимается персоналом, пишут, что если человек загоняет внутрь себя переживания – это иногда может вызвать агрессию. Просто в коллективе человек неожиданно на кого-то накинется, чтобы просто сорвать зло на него.

Получается, что все модели деструктивные. Кстати, даже специалисты по стратегии управления персоналом чаще всего пишут в маркетинге «Стратегия выжидания», «Стратегия ликвидации», «Стратегия сокращения социума». Даже на таком уровне это считается нормальным.

Самое безобидное из этих деструктивных моделей, которые я назвала, может быть просто выжидание. Что под этим подразумевается? Работа не в полную меру, относительное спокойствие. Остальные модели очень деструктивные – писать жалобы, загонять внутрь себя, срываться, накапливать негативную энергию.

Хочу обрадовать, что есть и конструктивные модели. Просто мы о них забываем. Когда я готовилась к занятию в университете, мне попался интересный материал в журнале за 2009 год. Журнал образца кризиса 2008-2009 годов. Своими наблюдениями и советами делились зарубежные специалисты по кризису. В статье говорилось, что подавляющая масса компаний движется вслепую. Они считают, что все лежащие на поверхности возможности уже исчерпаны и без видимости перспектив. Американские специалисты тогда еще в 2009 году предложили другой вариант.

Чем хорош кризис по их мнению? Во-первых, он дает возможность увеличить конкурентные преимущества, которые буквально четко становятся видны. Все слабости, сильные стороны – все видно. Поэтому ты можешь сделать вывод, в чем ты слаб, в чем силен. Во-вторых, меняется расклад игроков на рынке. То есть рынок становится прозрачным, это тоже положительная сторона.

Специалисты отмечают в статье, что не стоит жалеть о тех компаниях, которые занимали лидирующие позиции, а потом оказались средними и мелкими предприятиями, мол, туда им и дорога. Они объясняют это тем, что когда все было тихо и спокойно это было не видно. Многие компании сокращают расходы на рекламу, организации продаж, в управленческих нуждах. В статье говорится, что данные действия – неправильны, ничего сокращать не нужно. Наоборот, сильные люди наращивают расходы на рекламу, пиар, на организацию продаж, на управленческие нужны. И рынок их вознаградит. То есть, несмотря на затягивание поясов, наращиваешь расходы на рекламу, СМИ, организацию продаж, на развитие персонала и рынок рано или поздно тебя вознаграждает. Также специалисты предлагают быть предельно активным, предлагать новые проекты, которые могут дальше развивать производство персонала и так далее.

Американский бизнес-консультант Джим Коллинз уверяет, что несмотря на то, что нет ресурсов, компании все-таки думают о том, какие возможности открылись в кризис и формируют удачные стратегии и менеджмент и как это ни странно, предлагают новые смелые проекты. Это прозвучало для меня совершенно неожиданно: главная возможность кризиса – привлечение правильных людей, резюмирует Джин Коллинз. Здесь речь идет об активности в кризис. Но может быть это прозвучит странно, но дана такая позиция во время кризиса. Если мы до этого говорили о выжидании, об агрессии, то он предлагает оптимизировать период кризиса: найти некие выходы, решительные меры, смелые проекты.

Ирина Подойницына – доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.