/ Александра Прокопьева

Как менялись якутское пальто и обувь

На главный якутский праздник года Ысыах женщины появлялись «при полном параде» и показывали всю свою красоту и богатство, что они могли себе позволить. Как именно менялась национальная одежда?

Как мы знаем, кэбиhэр и пояс надеваются на верхнюю одежду. Есть еще одно мнение: фотографирование в те времена было еще более редким событием, чем Ысыах. Вот для этого действа и облачались красавицы во все лучшие наряды.

Якутское пальто, подобное тому, что надевают сейчас, появилось поздно, когда народу стало доступно покупное сукно. Древнейшие же якутские «пальто», судя по находкам, были куда больше похожи на традиционную одежду степных народов: имели косой запах для защиты от ветра, короткий, удобный для верховой езды подол.

В условиях мороза верхняя одежда стала эволюционировать в сторону утепления. Часть элементов края, материала была заимствована у аборигенных племен. Так появились типичная якутская зимняя одежда типа саҕынньах и саҥыйах – шубы разного вида.

Что касается традиционной обуви якутов, отметим, что современные унты с подошвами из валенок и мехом наружу имеет весьма отдаленное сходство с настоящими торбазами

До 50-60-ых годов прошлого века торбаза шились из кожи различной выделки. Зимние были мехом наружу, праздничные женские – тинэҥсэ – из кожи тонкой выделки, сплошь вышивались традиционным орнаментом. Подошва торбазов делалась из кожи и заменялась по мере снашивания.

Александра Прокопьева – старший преподаватель кафедры истории России исторического факультета Северо-Восточного федерального университета

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.