/ Сергей Егоров

Как наказать депутата?

Новостная лента якутского интернета снова пополнилась сообщениями об очередном «пьяном инциденте» с участием народного депутата РС(Я). Тем временем, пока в сети идет активное обсуждение этой горячей темы, в парламенте решают, какие меры должны быть приняты к проштрафившимся депутатам.

Никто не сомневается, что представитель судебной власти должен быть максимально «чистым», обладать кристальной репутацией и избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти – иначе грош ему цена как вершителю правосудия.

Власть исполнительная в этом плане попроще. Если какой-то ее представитель совершил то или иное правонарушение, он может продолжать работать в ней, если каким-то внутренним актом конкретного органа не определено, что такое деяние несовместимо с соответствующим статусом должностного лица. Проще говоря, если сотрудник министерства в пьяном виде надебоширил в ресторане, то на него будет составлен протокол и наложен штраф, с работы же его вряд ли уволят. Но ежели такое деяние совершит министр – для него это вполне может оказаться фатальным, ибо чем выше занимаемая человеком в структуре органов власти должность, тем выше с него и спрос, причем не только на словах.

Нечто подобное мы могли наблюдать с вами в прошлом году, который стал роковым для многих видных деятелей исполнительной власти республики. Некоторые из них, на мой субъективный взгляд, лишения своего статуса вовсе не заслуживали, но законодательство строго и неумолимо. Но на то оно и законодательство.

Теперь вернемся к тому информационному поводу, который сегодня обсуждается. Нерассмотренной осталась законодательная власть – та, которая больше других на виду, так как формируется путем всенародного голосования. Депутатский корпус в Якутии избирается по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Половина народных избранников проходит в парламент по партийным спискам, вторая половина обретает заветные корочки в одномандатных округах. В дальнейшем часть из них осуществляет депутатскую деятельность на освобожденной основе – это Председатель Госсобрания (Ил Тумэн), его заместители и председатели постоянных комитетов, всего тринадцать человек. Остальные же народные избранники осуществляют свою деятельность сессионно, т.е.  время от времени съезжаются на пленарные заседания и заседания комитетов. И, что важно, в парламенте на постоянной основе не работают.

Таким образом, инцидент с народным депутатом имел бы последствия в виде лишения его государственной должности, если бы он был председателем парламентского комитета, спикером или замом спикера. Ни тем, ни другим, ни третьим депутат с распространенной русской фамилией не является. Остается лишь ждать – есть ли на предприятии, в котором он трудится по основному месту работы, санкции за нанесение ущерба имиджу и деловой репутации, и будет ли принято решение о назначении таковой.

Одно можно сказать точно – в глазах общества репутационные потери бывают невосполнимы  и чреваты поражением на следующих выборах. Правда, условия российской политической системы позволяют даже с отрицательными рейтингами въехать на «паровозе» в высшие эшелоны власти, но если принять эти издержки за временные, то можно ожидать, что пассажиры этих «поездов» будут осмотрительнее и уважительнее к нам – своим избирателям.

Сергей Егоров – юрист, инициатор проекта «Закон today»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.