/ Татьяна Томская

Как отучиться не абы на кого?

Не секрет, что часть абитуриентов поступает на учебу по принципу: «Куда возьмут ‒ там и буду учиться». Это неправильный подход - человек перед столь важным выбором должен задать себе целый спектр вопросов: «Где я могу быть полезен больше всего, в какой сфере?», «Что мне нравится, что я люблю делать больше всего?», «Какие у меня сильные стороны?»…

Ребенок и его родители, близкие должны заботиться о выборе профессии не в одиннадцатом классе, а когда ребенку 12-14 лет. Следует проводить профориентационную работу с ребенком самим, не ожидая, что это сделает кто-то другой. Будущее ребенка — в руках его родителей, а школа играет важную, но не основную роль в жизни детей.

Выбор профессии не должен зависеть полностью от востребованности на рынке труда. Как один из критериев – да. Но как спрогнозировать, какие профессии будут востребованы рынком через 4-5 лет, когда обучение студента подойдет к концу? В нашей республике, конечно же, это можно сделать, но не с точностью 100% ‒ на 70-80%. Якутия является регионом с хорошими темпами развития инфраструктуры, экономического развития. Родителям и школьникам нужно следить на экономическими и политическими новостями в Якутии и России, которые повлияют на развитие той или иной сферы экономики на ближайшие 3-10 лет. От этого и зависит направления вектора финансирования той или иной сферы в республике, соответственно востребованность профессий и специальностей будет зависеть от этого.

Нередко в выборе профессии играет большую роль школьный предмет, которому ребенок отдавал предпочтение. «Любит математику и имеет хорошие по ней оценки — быть ему математиком или экономистом», — решают родители. — Любит компьютер – пусть идет в программисты».

Но рынок труда перенасыщен экономистами и юристами. Данные Якутского кадрового центра «Статус» подтверждают ежегодное большое количество выпускников-специалистов в этих областях. Часть из них остается невостребованной работодателями, и им приходится сразу соглашаться на работу не по специальности. В результате мы видим абсурдную ситуацию: спрос, как в наших республиканских, так и в российских организациях, на хороших экономистов и юристов всегда есть. Но, к большому сожалению, мы иногда не можем найти такого специалиста, который бы отвечал строгим требованиям работодателя.

Я считаю, что наша республика внимательно следит за потребностями рынка труда, выделяет целевые места в центральных вузах по востребованным специальностям. Но проблема не в этом, а в целостной системе подготовки специалиста по схеме «школа – учебное заведение ‒ работодатель». У нас в республике эта система работает недостаточно эффективно. Многие выпускники, обучившиеся по целевым местам в центральных вузах России, работают не по специальности или не могут найти работу. Такое происходит даже при условии заключенного договора с профильным министерством. Например, в ноябре прошлого года выпускник Красноярского сельскохозяйственного института, окончивший специальность «Кадастровое дело. Землеустройство», заполнил анкету ЯКЦ «Статус». Молодой человек не нашел работу по специальности — в Министерстве сельского хозяйства Якутии (с этим ведомством у него был договор о трудоустройстве) не было вакансии. В марте у нас появилась вакансия, подходящая данному молодому человеку. Мы ему сообщаем, а он устроился продавцом-консультантом в одном из брендовых магазинов Якутска, и работа ему нравится. Теперь скажите мне, для чего были потрачены бюджетные деньги, если республика не может после окончания вуза трудоустроить специалиста, обученного по целевому месту?

Татьяна Томская – директор Якутского кадрового центра «Статус», заместитель председателя Региональной общественной организации «Ассоциация кадровиков РС(Я)»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.