/ Дмитрий Данилов

Как «плохому» учителю стать «хорошим»?

«Этот учитель плохой» или « Нужно ребенка отдать в хорошую школу». Такие слова чаще всего можно услышать при разговоре с родителями, которые выбирают школу или же обсуждают об образовании в целом. А что такое «хороший» и «плохой учитель»? И какая она – «хорошая школа»?

Учитель – это творческая профессия. Нет никаких гарантий, что после великолепного урока во вторник учитель сможет провести такой же прекрасный урок в среду. Для того чтобы провести хороший урок, необходима практика, много практики.

Процесс обучения заканчивается не в тот момент, когда ученик понял новый материал. Иногда суть образования в том, чтобы постоянно давать ученикам информацию об их успехах и результатах. Ученики должны осознавать, что они знают и чего еще не знают.

Одним из важнейших качеств хорошего учителя является эмоциональная устойчивость. Учитель не должен злиться на учеников за то, что они делают ошибки: ведь ошибки – это ключ к пониманию того, насколько хорошо ученики усвоили материал. Если учитель злится на учеников за то, что они не могут решить задачу правильно, ученики начинают скрывать свои ошибки, и становится сложнее узнать реальное положение вещей. Ошибки учеников – это абсолютно нормальное явление, и каждый учитель должен помнить, что, совершая их, дети учатся новому.

Даже «плохой» учитель может стать «хорошим». Просто его необходимо обучить всем тем секретам, которыми владеет хороший учитель, дать ему время отработать их на практике, и он станет преподавать гораздо лучше.

Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно то, что возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.

Для того чтобы стать великолепным учителем, необходимо усвоить три основных правила. Первое: для того чтобы научить чему-либо детей, необходимо досконально знать предмет. Второе: уметь управлять классом. Если учитель – талантливый математик, но при этом не способен установить дисциплину в классе, его знания фактически обесцениваются. И третье – владеть специфическими способами обучения тому или иному предмету.

А что же делает хорошую школу хорошей? Школа – это больше чем просто педагогический коллектив. Хорошая школа – это организация, которая делает людей лучше. Если в коллективе конструктивная рабочая атмосфера, если учителя – это команда, которая помогает своим участникам развиваться и справляться с проблемами, то это хорошая школа.

Хорошие школы помогают людям стать теми, кем они хотят стать. В хороших школах уважают работников, ценят их за навыки и делают людей лучше. Если в школе царит атмосфера доверия, если учителя знают, что их усилия будут оценены по заслугам, они будут работать с энтузиазмом.

Дмитрий Данилов – доктор педагогических наук, профессор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.