/ Ирина Подойницына

Как живешь, современный студент?

Проблема отцов и детей всегда будет актуальной. В чем отличие студенческой молодежи ХХ и ХХI веков? И как пройти адаптацию в университете выпускникам школ?

Я как-то наткнулась на оригинальное сравнительно-социологическое исследование с использованием исторической ретроспекции. Изучался образ жизни и образ мыслей студенческой молодежи Санкт-Петербурга начала ХХ века и начала ХХI. Прошло сто лет, конечно, многое поменялось: политические режимы, программы обучения, образовательные концепции и др. Но что интересно, категория «бедный студент» так и осталась. Студенты по-прежнему, как и сто лет назад, стремятся снять квартиры подешевле, подрабатывают репетиторством, ходят в театры на контрамарки, стремятся любыми путями сдать зачеты и экзамены, изобретая шпаргалки (правда, сто лет назад не было шпаргалок на мобильнике, но суть-то осталась та же). По-прежнему, как и сто лет назад, дети из не очень состоятельных семей поступают на медицинский или математический факультеты, а богатые стремятся стать юристами…

По праздникам студенты с профессорами поют «Гаудеамус». Но все же изменения есть: студенты стали не столь политизированными (в 1905 году студенты были одной из главных сил Первой русской революции и др.), стали более здоровыми и спортивными, ведь сегодня многие болезни успешно лечатся, и третье отличие – молодые люди быстрее проходят адаптацию в новой социокультурной среде, с легкостью переезжают из одного города в другой.

Когда я работала приглашенным профессором в Российском педагогическом университете имени А. Герцена, мы с питерскими социологами проводили исследование по поводу адаптации молодых людей, выпускников школ в большом городе и большом вузе. Провели опросы на всех факультетах РГПУ, в том числе опрашивали и ребят, приехавших с Крайнего Севера. Итоги были таковы. Вчерашние школьники достаточно быстро адаптируются к учебному процессу, и даже первая сессия их не пугает.

Они быстро вливаются в студенческую группу, которая мало чем отличается от школьного класса. Учебная, производственная адаптация протекает достаточно быстро и безболезненно.

Но когда студент оказывается наедине с самим собой, вне стен вуза он начинает испытывать психологические трудности, ему кажется, что он никому не нужен.

Поэтому если мы хотим, чтобы студент был полноценно адаптирован к вузу и в будущем стал конкурентоспособным специалистом, стоит подумать о его адаптации к жизни вне стен вуза, потому что это также часть его социализации и она должна волновать кураторов, вузовских педагогов. Он нее также зависит успеваемость студентов и качество работы вуза в целом.

Ирина Подойницына – доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.