/ Анатолий Бурцев

Кухонная, массовая, современная… литература

XIX век называли золотым веком литературы, ХХ-й − серебряным. Каким же назвать XXI век?

Сегодня существует несколько теорий о том, почему литература утратила свои прежние позиции. Можно выделить три точки зрения. Во-первых, некоторые считают, что изменились обстоятельства самой жизни, и в ней уже нет сюжетов, нет героев и даже смысла, поэтому исчезла сама почва для изящной словесности. Так говорят, например, представители философской школы экзистенциализма. Другая точка зрения заключается в том, что век научно-технической революции и информационной цивилизации тоже оказал большое влияние, и литература не выдержала конкуренции с компьютером и телевизором. Есть сторонник и третьего взгляда на эту проблему − исчез читатель, он превратился в «вымирающую касту».

В то же время опыт мировой литературы, в частности английской литературы, которую я в свое время специально изучал и посвятил ей обе свои диссертации, показывает нам интересный пример. В последние десятилетия ХХ века в Великобритании возникло движение, получившее название «викторианского возрождения».

Англичане, не все, конечно, а наиболее мыслящие, устав от потрясений современного технотронного века, от нашествия «массовой» культуры, с ностальгией посмотрели назад, в век «старой, доброй Викки», как они несколько фамильярно называют до сих пор королеву Викторию, правившую на протяжении большей половины XIX века. Они обратились к писателям викторианской эпохи, таким как Чарльз Диккенс, сестры Бронте, Уильям Теккерей, Уилки Коллинз. И произошло это где-то через два-три поколения читателей, поэтому, если позволить себе какой-то прогноз, то и у нас где-то через полвека, может быть, снова наступит «ренессанс» классической литературы. А пока на дворе, наверно, «железный» или «деревянный» век.

Я не специалист по современной литературе, которая за редким исключением ориентируется на массового читателя, но у меня есть свое мнение.

С одной стороны, в таком жанре «массовой» литературы, как «кухонные» романы или по-другому «домашнем дамском чтиве», изображается, на первый взгляд, внешне привлекательная сторона жизни, когда на фоне красивых интерьеров, красивых ландшафтов красивые люди красиво объясняются в своих чувствах.

На основе таких произведений строятся нескончаемые телевизионные сериалы. Другой полюс современной «массовой» литературы составляют детективы, романы ужасов, триллеры. В них чаще всего изображается темная сторона жизни, царит культ насилия, жестокости, эстетизируются аморальные проявления. Но все эти жанры «массовой» литературы объединяет общая натуралистическая основа. В них очень натуралистично представляется какая-то одна – внешне привлекательная или, наоборот, отталкивающая сторона жизни, а вот художественный анализ действительности, отбор и типизация жизненного материала отсутствуют. Что касается таких жанров современной литературы, как «фэнтези» или научная фантастика, то их лучшие образцы тяготеют к настоящей, истинной литературе.

Анатолий Бурцев – доктор филологических наук, профессор филологического факультета Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.