/ Николай Неустроев

Культура безопасности

Рособрнадзор собирается провести Национальные исследования качества образования (НИКО) по ОБЖ в российских школах. Как ведется предмет в учебных заведениях – «для галочки» или по всем рекомендациям?

Сегодня предмет по основам безопасности жизнедеятельности начинает считаться таким же важным, как, например, русский язык или математика. Еще в нулевые годы этого века ОБЖ в лучшем случае был профильным, необязательным, даже третьестепенным предметом. В худшем случае – такой учебной дисциплины вообще не было в школьной программе, и так повсеместно. Вполне могло доходить до такого невежественного абсурда, что учащиеся школ просто не знали, что такое ОБЖ.

В зарубежной практике основы безопасности жизнедеятельности вместе с родственными дисциплинами и раньше были основными предметами. Считаю, что российской системе образования стоило бы взять пример со своих зарубежных партнеров и пересмотреть приоритеты.

Дело безопасности личности ныне очень актуально в связи с многочисленными кризисными состояниями, терзающими современный мир: духовно-нравственные, экономические, культурные, экологические, политические и многие другие виды кризисов. В конечном счете, человеческий фактор решает наше духовное и культурное развитие. Человек должен сам по себе быть образованным и желать самосовершенствоваться.

Современным школьникам необходимо совмещать физический труд и умственный

В некоторых российских школах практикуется углубленное изучение предмета ОБЖ – эта дисциплина является основной. В школах такой направленности, помимо ОБЖ, особо изучаемым школьным предметом является физическая культура. Конечно же, остальные дисциплины не забываются. Это все направлено на сохранение здоровья человека, качественное поддержание единства духа и тела. В здоровом теле – здоровый дух. Если школьник абсолютно здоров физически и, что главное, психически, то и школьную программу он способен усваивать гораздо быстрее и эффективнее.

Все российские и мировые ученые доказывают, что ученикам школ вредно сидеть на уроках по 5-8 часов в день, крайне нежелательно постоянно грызть гранит науки. В принципе, это верно. Сейчас у нас предпринимаются меры по оздоровлению школьного образования. Должно быть больше движения и свободных занятий.

Не стоит перебарщивать с учебными нагрузками, но и не стоит переутомлять ребенка нагрузками физическими. Детский организм довольно быстро устает, но столь же быстро и восстанавливается, надо это знать и помнить. Очень важно соблюдать баланс между учебой и отдыхом.

Николай Неустроев – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Афанасий Афанасьевич Сергин

    Ещё будучи курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» в нашей Республике внедрялся поэтапно и эффективно, но в последнее время с внедрением ФГОС в общеобразовательных школах вместо обязательных занятий ОБЖ в некоторых школах дают выбор, который должен был стоят, по нашему мнению на детей и их родителей, а по факту выходит, что руководители или разработчики ОП выбирают содержание вместо них, ставя приоритеssтом знания по другим предметам мотивируя подготовку для дальнейшего поступления в высшие или другие учебные заведения. Все бы хорошо, но сокращая и так мизерные часы отведённые для предмета они лишают детей необходимым компетенциям для жизни. Согласен, что проверка соответствия учебных занятий по ОБЖ покажет заинтересованность теперь уже предметом по «Освовам безопасности жизнедеятельности» самими учащимися и даже их родителями. Конечно, много зависит от подготовленных кадров от обеспечения школ современными учебно методическими комплексами. Наш университет начал готовить учителей ОБЖ довольно давно и тесно работает с учителями ОБЖ, ежегодно проводит олимпиады по данному предмету участвует членами жюри к конкурсах по данному предмету. Николай Дмитриевич правильно ставит вопрос, было бы довольно интересно получить эти данные и ставить данными центральными вузами и ещё интересней, как обстоят дела в городских и сельских школах республики. Безопасность детей — это один из важных индикаторов развития общества.
    С уважением!
    Афанасий Сергин член-корреспондент международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта СВФУ