/ Элида Атласова

Культура юкагиров: беременность и роды

Юкагиры проживают в Магаданской области, на Чукотке и в Республике Саха (Якутия). По данным переписи юкагиров в нашей республике – 1 059 человек. Из них одна тысяча примерно проживает в двух улусах Якутии. Верхнеколымские юкагиры сохранили свои традциционные промыслы: рыболовство и охота на пушных зверей и лося. Юкагиры Нижней Колымы, живущие в тундре, сохранили рыболовство и охоту на дикого северного оленя. Помимо него они освоили разведение домашних оленей.

В науке их языки принято различать. Они отличаются в области фонетики, морфологии, лексики. Также имеются различия в материальной и духовной культуре. Устное народное творчество юкагиров представлено повествовательными произведениями, песнями, образцами обрядовой поэзии, пословицами, поговорками и загадками. Сбор материалов по культуре юкагирского народа начался в 1896 году. А этот период юкагиры уже считались утерявшими значительную часть своей культуры, и это время связано с именем известного североведа Владимира Михельсона. Он писал, что через несколько десятков лет язык может исчезнуть, а племя как таковое исчезнуть.

В советское время изучением фольклорных памятников юкагиров занимался известный исследователь Ерухим Крейнович. В своих монографиях и статьях он описал интересные явления морфологии и фонетики языка тундренных юкагиров. Также этот период связан с именем Лаптева, уроженца Нижнеколымского улуса. Он окончил пединститут имени Герцена в Ленинграде, а затем работал в Якутском филиале Сибирской академии наук. Им было собрано около 50 фольклорных текстов тундренных юкагиров и 20 – лесных юкагиров. Эти материалы хранятся в архиве Якутского научного центра Академии наук Республики Саха (Якутия). В разные годы сбором фольклорных материалов занимались Николай Спиридонов, Гаврил Курилов, Семен Курилов, Александра Маликова, Людмила Жукова и другие.
В религиозном мировоззрении юкагиров большое место занимает культ матери-природы. Юкагиры поклонялись священным камням, символизировавшим женское начало. Позднее наряду с ними появились хозяева мужского пола, покровители животных, которые были связаны с охотничьими ритуалами.

Согласно взглядам юкагиров, все окружающие предметы наделялись духами, которые следили за действиями человека. В целом культура юкагиров схожа с культурой соседних народов: эвенов, чукчей и якутов. Отдельные обряды у всех народов Севера едины, но можно отметить и некоторые особенности. Например, у юкагиров есть обряд, связанный с рождением ребенка. Беременная женщина в глазах юкагиров является нечистым существом, и поэтому охотники во время родов своих жен прекращают охоту. В первом триместре женщине нельзя бегать, поднимать тяжести и делать резкие движения. В последнем триместре же, наоборот, беременная должна вести активный образ жизни. Как писал Михельсон, пока женщина носила под сердцем дитя, в доме развязывали все узелки, даже открывали ящики и двери дома. Если будущая мама что-то начинала шить, она должна была закончить это до родов – поэтому за что-то большое, требующее месяцев труда беременные юкагирки не брались. Из диетических особенностей можно отметить запрет на жир и сало – юкагиры верили, что ребенок может прилипнуть к животу, и роды будут протекать очень долго. Чтобы ребенок родился быстро, муж выходил на улицу и стрелял из ружья – считалось, что ребенок «выскочит» из утробы матери, как пуля.

Элида Атласова – кандидат филологических наук, доцент кафедры северной филологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ

Фото из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.