/ Александр Кугаевский

Международный коридор

На очередном заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации обсуждались проблемы и перспективы развития Северного морского пути и вопросы создания национальной арктической контейнерной линии.

На днях состоялось заседание Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, на котором обсуждался актуальный вопрос с точки зрения геополитики, государственной безопасности, экономики, особенно северных и арктических территорий России. Заседание было посвящено вопросам образования национального арктического транспортного коридора и прежде всего – использования Северного морского пути. Это очередной этап развития арктического транспортного направления, обсуждение которого в разные годы то активизировалось, то затихало. Но в принципе Севморпуть находится постоянно в поле зрения государства.

Сегодня обсуждается вопрос организации круглогодичного сквозного плавания в северных морях. Задача с технической, экономической, организационной точек зрения очень сложная. Потому что несмотря на то, что мы говорим о глобальном потеплении, в целом ситуация с ледовыми массивами в Арктике меняется не так быстро.

Еще один существенный фактор, который заставляет нас обращать внимание на арктическую зону, это освоение арктического шельфа. Это относительно мелководная часть моря, в недрах которой скрыты огромные запасы углеводородного сырья. Западный сектор Арктики в этом направлении работает полным ходом – строится порт Сабетта, возводится большой комплекс по переработке природного сжиженного газа.

Восточный сектор Арктики, к которому относятся Якутия и Чукотка, представляет собой на сегодняшний день белое пятно. Есть прогнозные запасы, геологические ожидания, поэтому рано или поздно мы придем к необходимости разработки месторождений восточного сектора Арктики. И к этому надо готовиться.

Северный морской путь рано или поздно заработает в полную силу и в связи с этим мы ожидаем рост морских перевозок в арктическом секторе. Поэтому уже сейчас необходимо углубленное изучение акваторий арктических морей и Ледовитого океана. Нужно определиться, в какой стартовой экологической ситуации мы сегодня находимся, чтобы в дальнейшем грамотно построить работу с учетом всех экологических норм и правил и точно знать, какое воздействие мы будем оказывать на окружающую среду.

Необходимо также провести масштабные гидрологические и геологические исследования, изучить поведение северных рек, особенности формирования глубин. Важно изучить прибрежный шельф, потому что он у нас мелководный – глубина у берега составляет пять метров. Примерно как в реке Лена. Чуть дальше от берега – десять метров. Но глубины, на которые могут подходить большие современные транспортные суда, находятся на удалении 100-200 километров. Для того, чтобы преодолеть мелководье, нам нужно построить свою транспортную схему, систему фидерных перевозок. Чтобы на внешнем рейде, на трассе Северного морского пути, забирать грузы, подвозить их к берегу и разгружать.

Александр Кугаевский – кандидат экономических наук, директор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.