/ Виктория Михайлова

Можно жить сейчас и быть несовременным

Якутия с каждым годом становится площадкой новых проектов. В связи с этим меняется традиционный образ жизни – приходят новые люди, появляется новое дыхание. Как должен человек встретить новое, как оставить свое, традиционное?

В связи с новыми освоениями, например промышленными, должно меняться и мировоззрение человека, живущего в традиционном обществе. Промышленное освоение – это переход от традиционного общества к индустриальному, к более современному обществу. Этот процесс называется модернизацией. И в этом плане не может быть модернизации без изменения мировоззрения.

Как меняется мировоззрение человека традиционного общества при переходе к индустриальному? Это сложнейший процесс, о котором много написано в трудах современных социологов и философов. Например, Макс Вебер отмечал, что в традиционном обществе индивид ориентируется на ценностную рациональность, то есть на общие ценности сообщества, он растворен в сообществе, не выделяет себя четко.

Традиции, господствуя над всеми проявлениями жизни, воспринимаются как неизменная данность. Они идут от предков, дедушек, бабушек и передаются через сына и дочь внукам. В таком обществе могут быть только такие изменения, которые не мешают традициям. В целом, существенные изменения не происходят, развитие общества идет очень медленно.

В современном индустриальном обществе все меняется быстро. Основное отличие современного общества по Максу Веберу в том, что индивид ориентируется на целерациональность, то есть у него формируется способность к постановке целей и нахождению адекватных и легальных средств существования. Он умеет ставить цели и добиваться их законным путем. Сложность заключается в том, что нужно сочетать и ценностное, традиционное и целерациональное, современное.

Я не говорю, что традиционное – хорошо, а современное – плохо или наоборот. Здесь не должно быть оценочного варианта. Нужно сделать так, чтобы новое опиралось на традиции, совместить психологические характеристики человека традиционного и современного обществ. Нужно мыслить как западный человек, а с другой стороны  не терять свои традиции, если, конечно, они имеются. Например, Япония осуществила успешно модернизацию не потому, что она слепо следовала западной целерациональной модели, а сумела использовать традиционные ценности – семьи, труда – в своем развитии. Нам надо научиться быть современными.

Чаще всего молодые люди не проводят различия между традиционным и современным. Задаю вопрос, что такое современность? Чаще получаю ответ, современность – значит «сейчас, в настоящее время». Но можно жить сейчас и быть несовременным. На самом деле  быть современным – значит мыслить целерационально.

Виктория Михайлова – кандидат философских наук, доцент кафедры североведения Северо-Восточного федерального университета, руководитель учебно-научной лаборатории «Философские основы гражданской культуры»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.