/ Надежда Мельникова

Беды отчисления

Наиболее высокий риск отчисления из университета наблюдается на первом курсе, с каждым последующим годом обучения он снижается. С чем это связано?

Безусловно, бывает так, что студент находится на грани отчисления. Такая ситуация складывается из многих факторов. Конечно, немаловажную роль играет то, насколько самостоятельным был выбор будущей профессии, насколько студент реально представлял, что это за профессия. Как правило, большинство первокурсников имеют весьма романтичное представление о своей будущей профессии. На первых курсах идут общие предметы, и первокурсник может испытать некое разочарование. Обычно к третьему курсу студенты осознают, правилен ли был их выбор.

Мы наблюдаем, что все-таки многие студенты поступают в университет не совсем осознанно. Или вуз выбирали не они сами, а родители, или проходных баллов не хватило пройти туда, куда больше хотелось. Конечно, в таких случаях мотивация не такая сильная, чтобы преодолеть все эти трудности.

Иногда студенты не соизмеряют свое физическое состояние. Дома школьники жили на всем готовом, а при переезде в город у них начинается другой образ жизни. Из-за неорганизованного режима дня могут обостриться соматические заболевания, студент пропускает занятия, накапливаются хвосты. Это тоже одна из причин, когда студенты берут академический отпуск или отчисляются.

Бывают трудности с самоорганизацией. Дома ребенка держали в ежовых рукавицах или чрезмерно опекали, а здесь он предоставлен самому себе. С одной стороны, эта свобода приводит к тому, что у студента начинают появляться другие помимо учебы интересы, а с другой, если студент не привык делать все сам, то он просто не успевает распределить свое время. Он хочет учиться, но не хватает каких-то учебных навыков: не привык много читать, не привык конспектировать. И дело не в том, что молодежь не любит читать. Причины у всех абсолютно разные.

Хочется сказать, что с введением балльно-рейтинговой системы большинство студентов довольно таки быстро осознают, что работать надо систематически. Это я могу сказать не просто как психолог, но и преподаватель. В какой-то степени такая система помогает студентам стать организованнее.

Надежда Мельникова – кандидат психологических наук, доцент Института психологии Северо-Восточного федерального университета

Автор фото: Мичил ЯКОВЛЕВ, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.