/ Ирина Подойницына

Национальное самосознание может победить глобализацию

Что такое признавать себя представителем той или иной национальности? В чем смыслы терминов философии «национальная идентичность» и «национальное самосознание»? Можно себя признать якутом или русским, но не быть представителем этих национальностей?

Нельзя себя признавать якутом/русским, не имея национального самосознания. Потому что национальное самосознание – необходимый элемент. И этот элемент фактически главный для воспроизводства национальной культуры. Это я сужу по результатам исследований, проведенных мною.

Был такой момент, что встал вопрос выявления механизма воспроизводства национальной культуры: она воспроизводится через национальные институты, школу, семью, повторения каких-то архетипических образов? Мы провели анализ, причем, чтобы уйти от субъективизма, использовали математические методы. Они использовались на массиве данных с номинальными шкалами качественных социологических, мягких методов сбора данных. Благодаря этим методам получились факторы.

На первое место вышло национальное самосознание. Чем оно мощнее, тем в большей степени будет воспроизводиться культура и размываться влияние глобализации. При анализе фактор национального самосознания проявился очень сильно. Но в исследовании есть и другие факторы, например, далеко не на первом месте стоит семья. Хотя как самостоятельный фактор она не проявилась. Это выяснилось через косвенные моменты.

В целом, отвечая на вопрос, нужно использовать теорию об этносах Льва Николаевича Гумилева. Он лучше всех ответил, лучше всех объяснил, что такое этнос и что такое национальность. Ученый говорил, что в основе этноса в первую очередь лежит стереотип поведения, не язык, которому можно научиться, не внешность, которую можно поменять, не территория – можно всегда переехать и оставаться представителем своей нации.

Стереотип этот – паттерное поведение. Итальянцы будут вести себя как итальянцы, русские как русские, саха как саха, американцы как американцы. Вот это поведение не изменить. Оно как архетип заложено в мозгах и в ментальности человека. По Гумилеву, это главное. Не все придерживаются его мнения, некоторые считают, что это не так. Но я с его теорией об этносах согласна.

Ирина Подойницына – доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.