/ Михаил Черосов

Наука в школе

Существует мнение, что сегодня у школьников напрочь отсутствует научная составляющая образования. Научные школы были всегда, они существовали, находили разные возможности реализации научных программ для учеников школ. Однако не было определенной системообразующей структуры.

В советское время многоступенчатой системы, когда из районов переходили на республиканский уровень, потом ехали на федеральный и находили международные контакты, надо заметить, не было. В СССР наиболее талантливая молодежь концентрировалась в физмат школах. Они делали исследовательские работы и участвовали в олимпиадах, то есть научные работы велись, но не выходили на уровень конференций. Наука была элитной.

В каждом регионе РФ принята своя система. В целом, считается, что в Дальневосточном федеральном округе исследовательское движение развито похуже

В 90-е годы в России была создана система школьных исследовательских конференций. Сначала было несколько конкурирующих движений. Каждый считал, что они лучше, и каждый имел своих сторонников. Сегодня же наиболее популярной и зарекомендовавшей себя является всероссийская программа для молодежи «Шаг в будущее».

Программа «Шаг в будущее», как оказалось, очень востребована образовательной системой. Если раньше элементы науки были только в специализированных школах, то сегодня при поддержке центральных вузов, научных институтов наличие исследований в рядовой школе постепенно стало нормой. Пропуская учащегося через весь алгоритм исследовательской работы, при выходе мы получаем школьника с новыми умениями и навыками. Полученные компетенции очень востребованы в дальнейшей жизни.

Массовость имеет палку о двух концах. С одной стороны, создается впечатление, что наука – это легко. «Поработаю пару дней, подготовлю презентацию и выступлю – меня оценят», – думают некоторые юные исследователи. Это дезориентирует. Однако в реальности были научные публикации с научными подходами, многолетними данными, которые позволяли взрослым ученым сказать, что это хорошее научное исследование. Но это, конечно, избранные работы.

Школьник, который проделывает хоть часть этого пути, открывает для себя многое. Да, возможно, с точки зрения мировой науки он изобретает велосипед. Но много ли в школах средств, позволяющих на практике осознать известную истину? Пусть исследования станут одним из таких инструментов.

Михаил Черосов – доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.