/ Юрий Данилов

Не выдерживая сроков и критики

Дата сдачи якутской ГРЭС-2 перенесена на неопределенный срок. Изначально ввод проекта планировался в четвертом квартале 2015 года. Глава РусГидро Николай Шульгинов отметил, что «проект был некачественный, а компетенции проектных организаций только ухудшаются». Вместе с тем, многие проекты в Якутии были заморожены или перенесены в сроках ранее: к примеру, проведение железной дороги до Нижнего Бестяха и строительство автодороги «Амга». Почему в Якутии ввод важных объектов часто переносится на поздний срок?

Универсальный ответ на любые финансовые и проектные просчеты в строительстве важных объектов один: нет денег. Однако при стадии планирования возможное удорожание или срыв сроков не всегда учитываются. Все, наверное, помнят, что десять лет назад была разработана и утверждена нашумевшая «Схема-2020» с проектами, которые по своей амбициозности стали известны на всю страну. В состав этой схемы и входили ГРЭС-2, железная дорога, сеть автомобильных дорог по всей республике. В 2008 году случился глобальный экономический кризис, который застал всех врасплох. Сроки ввода объектов постепенно начали сдвигаться. Более того, ряд мегапроектов остались без определенной даты сдачи, иначе говоря, были попросту «забыты». А ведь на них уже были затрачены определенные денежные средства на проектирование.

Последовавшее затем восстановление экономики страны и, следовательно, республики позволило продолжить часть проектов. Однако экономический кризис, связанный с политическими событиями вокруг Украины и введением экономических санкций странами Запада привел к осложнению ситуации у крупных компаний-исполнителей этих проектов. К примеру, из-за санкций на долгое время задержались поставки оборудования для ГРЭС-2.

Население очень негативно относится к новостям о переносе сроков сдачи тех или иных объектов, считая, что идет «распил» денег и ситуация может способствовать обогащению частных лиц. Коррупционная составляющая в переносах сроков наверняка имеет место быть.

Возьмем ситуацию со строительством железнодорожного полотна до Нижнего Бестяха. Компания «Трансстрой», истратив громадную сумму, вырученную от продажи акций «Якутугля» и «Эльзаугля» до сих пор толком не достроила дорогу. Более того, у компании имеются задолженности по расчетам с подрядными организациями.

Работая в середине 90-х годов на достаточно высоких должностях в республиканских банках «Сахакредитбанк» и «Сахатрансбанк», никогда не видел такого уровня коррупции, как в 2000-х годах. Тогда были явные просчеты якутских государственных и финансовых руководителей, которые привели к потере значительных денежных ресурсов и банкротству различных республиканских фондов и банков. Могу отметить, что это были человеческие ошибки, а не злостные расхищения. К тому же, эти руководители не стали олигархами…

Юрий Данилов – кандидат экономических наук, директор Информационно-аналитического центра «Эксперт» при Институте региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета

Фото: Александр Шторм, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.