/ Светлана Сукнева

Недетские проблемы

В России младенческая смертность увеличилась в 1,5 раз. Дети детсадовского возраста стали болеть чаще. Сможет ли решить проблему продление продолжительности оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до трех лет?

После того как в Якутске построили перинатальный центр, младенческая смертность сократилась более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х. Однако в 2012 году в нашей стране введена новая система регистрации живорождения, когда живым считается плод, начиная с 500-граммового, что привело, с одной стороны, к увеличению числа рождений, с другой – к росту младенческой смертности в 1,5 раза. Такая же ситуация сейчас и в целом по России.

С  каждым годом число родившихся увеличивается, хоть и наблюдается небольшое снижение по сравнению с 2007-2008 годами, но тенденция сохраняется в силу благоприятной возрастной структуры и общего улучшения социально-экономической ситуации в стране.

Еще одна характерная для всей страны проблема – нехватка детских садов. С этим мы уже столкнулись в 80-е годы, когда активно проводилась политика поощрения рождаемости и антиалкогольная кампания, что привело к значительному увеличению рождаемости в стране и, соответственно, вначале не хватало детских садов, а затем и школы были перегружены.

В середине 90-х опустевшие садики были перепрофилированы, и сейчас, когда идет новая демографическая волна, ребенка стало снова невозможно устроить в детский сад.

Сейчас обсуждается вопрос о продлении продолжительности оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до трех лет, что поможет в решении проблемы, даже двух проблем сразу: ведь если мама выходит на работу, когда малышу всего год-полтора, ясли для него – стресс, и там он постоянно болеет, а у трехлетнего иммунитет крепче и адаптационные способности выше. Конечно, ребенок должен привыкать к коллективу с малых лет, это очень важно для дальнейшей его социализации, но всему свое время.

Если взять опыт других стран, то в США, Канаде и странах Европы дети начинают учиться в пять лет, при этом начальная школа у них выделена, младшие классы учатся отдельно от старших, в общий «муравейник» попадают гораздо позже. Наверное, есть смысл перенять этот опыт хотя бы в порядке эксперимента.

Светлана Сукнева – доктор экономических наук, заместитель директора Научно-исследовательского института региональной экономики Севера СВФУ, профессор Финансово-экономического института СВФУ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.