/ Пантелеймон Егоров

Необучаемых детей нет

Когда только начинали отстаивать инклюзивное образование, многие педагоги и детские психологи были против. Они объясняли свою позицию тем, что ребенок получит психологическую травму и возненавидит весь мир.

Российское законодательство на стороне таких детей. Идея инклюзивного образования, при которой все дети должны учиться вместе, является частью реформы образования.

Может, государство хочет таким образом сэкономить на спецшколах, а значит, «специальных» детей необходимо встраивать в общее русло образования. Но на местах к этому никто не готов.

Инклюзивное образование – сложная, но понятная технология, которой в Якутии, к сожалению, мало кто владеет. У нас просто нет специалистов, способных обеспечить этот процесс. Педагоги, школьные психологи, соцработники не справляются с социализацией ненормативных детей.

Школа рассматривает ребенка, испытывающего сложности в овладении программой, как неуспешного: он не справляется, он должен, он не может, он не тянет. Есть даже такой термин «необучаемый».

В действительности термин характеризует не ребенка, а программу: необучаемый – значит, у нас нет таких программ, при помощи которых мы могли бы его обучить. Но в других-то странах такие программы есть, и наших необучаемых там прекрасно обучают.

Инклюзивное образование – это не просто какой-то проект. Это перестройка сознания каждого участника процесса: учителей, родителей, психологов и психиатров.

Это цепочка дальнейшего успеха. Тогда в вузы придут уже заранее подготовленные студенты, и не будет необходимости тратить на них лишних два года, что происходит в некоторых российских вузах.

Например, все незрячие и слабовидящие студенты учились и учатся в российских вузах только на общих основаниях – инклюзивно, для них не разрабатываются специальные образовательные программы, они ни к чему. Нужно только в вузах создавать специальные условия для методического сопровождения учебного процесса студентов с ООП, которые можно увидеть в Северо-Восточном федеральном университете.

Пантелеймон Егоров – кандидат педагогических наук, директор Научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.