/ Николай Неустроев

Непрофильные предметы в школах станут важнее

Каждый новый учебный год преподносит школьникам различные изменения в образовательной программе: появляются новые предметы, корректируются требования при сдаче государственных экзаменов. Какие изменения несет 2016-2017 учебный год, как это повлияет на школьное образование в России?

Важное изменение этого учебного года – введение новых образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все больше школ приобретают специальное техническое оборудование в виде лифтов, пандусов и поручней, вводятся учебники с увеличенным шрифтом. Цель инклюзивного образования – дать детям с ОВЗ возможность учиться в классах среди обычных детей, и это большой шаг для развития школьного образования в целом.

В настоящее время в Якутии решается вопрос по подготовке учителей и тьюторов к работе с детьми с ОВЗ, выбираются программы по переориентации.

Еще одним изменением стало увеличение количества аттестаций – школьники, оканчивающие начальные классы будут писать проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Изменение не ново: в советское время четвероклассники сдавали экзамены по всем основным предметам, просто тенденция возвращается в новом облике – это поможет эффективнее определять уровень подготовленности учащихся.

Не останется неизмененным и ЕГЭ – в 2017 году Рособрнадзор откажется от тестовой части по всем сдаваемым предметам. Это решение даст положительные результаты – тесты всегда содержали лишь отрывочные знания, гораздо надежнее проверять знания систематические. Для того чтобы узнать уровень интеллектуального развития учащихся есть и более тонкие методы – например, соблюдение систематизированного преподавания предметов.

В 2017 году претерпит некоторые трансформации и ОГЭ – для получения аттестата надо успешно сдать как обязательные предметы, так и предметы по выбору. Как отметила новый министр образования Ольга Васильева, укоренившаяся «второстепенность» непрофильных предметов привела к снижению общего уровня знаний учащихся, а для решения проблемы нужно учитывать все оценки. Я согласен с этим – подход к государственным экзаменам необходимо пересмотреть.

Сегодня российские школы стремятся к фундаментальному образованию, которое предполагает комплексный синергетический подход к предметам. Из всех дисциплин нужно вытаскивать самое главное – так мы сможем сохранить баланс всех учебных направлений.

Что касается основных образовательных программ, планируется замена уроков материальной технологии на уроки робототехники. Изменение должно привести к развитию у детей технического мышления. У нас в Якутии это будет весьма кстати – ни для кого не секрет, что наши ребята часто занимают призовые места на мировых конкурсах по робототехнике, мы имеем передовой опыт и его нужно развивать.

Николай Неустроев – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.