/ Алина Оконешникова

О детском чтении замолвите слово

Раньше внеклассное чтение было отдельным предметом, урок проводился раз в неделю. Тематика занятий была задана, учитель выбирал произведения из рекомендованного списка. Я уверена: детским чтением, особенно в начальных классах школы, необходимо руководить.

Вместе с Варварой Сергеевной Ивановой мы были авторами пособия по внеклассному чтению по русскому языку. Мы отвечали за начальные классы для якутской школы. Через насколько лет, когда нужно было переиздавать книгу, нам сказали, что нужно назвать ее не пособием, а книгой для дополнительного чтения. К этому времени Советский Союз уже не существовал, школьная программа изменилась: убрали революционные праздники, тексты о Ленине и так далее.

В нашем обществе есть люди, которые вообще не читают, читают мало или читают только определенную литературу, бытовую или любовные романы. Я всецело поддерживаю концепцию поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия). Она, на мой взгляд, написана очень хорошо. Она включает такие направления, как стимулирование посещения библиотек, продажи книжной продукции, системы подготовки организаторов чтения, библиотекарей, и организации мониторинга чтения. Познакомиться с ней подробнее можно в интернете. Нам нечего изобретать велосипед, эту концепцию нужно продолжить.

Детским чтением, на мой взгляд, необходимо руководить

Человек, который читает с детства, имеет более широкий кругозор. Он механически запоминает написание слов, какие конструкции используется в предложении и другие вещи, которые делают его грамотнее. Польза от внеклассного чтения большая, посредством книг мы расширяем кругозор детей. Наша конечная цель – воспитание читающей молодежи.
Немного о чтении на скорость: в свое время, занимаясь с детьми, мы с коллегами заметили, что некоторые дети не хотят читать по-якутски на скорость. Причина в том, что в якутском языке слова длинные, и если на русском ребенок может прочитать 90-100, а порой и 120 слов в минуту, то в якутском показатель значительно снижается.

Я думаю, проверять скорость чтения детей нужно, однако не стоит зацикливаться только на скорости. Гораздо более важный показатель – сознательность чтения. Хорошо, когда ребенок читает в своем темпе и может пересказать текст. Читать, на мой взгляд, лучше классические произведения. Сейчас трудностью обучения в младших классах является огромный выбор учебных книг, учитель волен выбрать любой учебник и придерживаться любой программы. И если для русскоязычной школы хороших программ достаточно, то для якутскоязычных классов хорошие учебники только начали создавать.

Алина Оконешникова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.