/ Валентина Лукина

О конфликте поколений

Тип человеческого мышления появился в эпоху книгопечатания. Люди начали понимать, что знания можно записывать, тиражировать и передавать. Сегодня, в век цифровых технологий, происходит нечто похожее – у людей снова меняется стиль мышления.

Взрослые часто ругают современную молодежь, говоря, что у нее клиповое мышление – это когда молодые люди воспринимают мир не целостно, а через короткие яркие образы, интернет, телевидение. Таким образом человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Это действительно так – в условиях цифровизации у наших детей образовалось новое мышление.

Когда мы говорим о поколениях, то можно вспомнить теорию американских социологов Хоува и Штрауса – XYZ. Теория «Икс» – это люди, которым сейчас примерно 35-50 лет, теория «Игрек» – те, кто родились с 1983 по 2003 годы, а теория «Зет» – это последующие поколения, то есть наши с вами дети, стоящие на пороге жизни.

В чем конфликт поколений? Авторы этой теории утверждают, что любое поколение отличается от предшествующих, потому что формирование ценностей и жизненных принципов одного поколения происходило в совершенно разной социально-культурной обстановке.

Возникает вопрос: что влияет на наши ценности?

Влияние оказывали определенные события – войны, послевоенный голод и, затем, улучшение качества жизни. Именно из-за них поколение родителей и поколение детей живут в разных мирах в плане того, что первых воспитывали по принципу «надо», а вторые живут по принципу «хочу». Для детей слово «надо» вообще непонятно, поэтому они делают то, что им приносит удовольствие.

Приведу пример – родители говорят: «Надо получить образование». Ребенок спросит: «Зачем?» Причем это вопрос не выражает бунт, несогласие – на самом деле современное поколение просто хочет понять смысл этого действия, приведет ли оно к какому-то определенному результату? Родители ответят: «Чтобы получить хорошую работу». Но поколение Z видит, что хорошую работу можно получить и без образования – путем самообучения, например.

Как итог, система «школа – вуз – работ» для ребенка может не иметь смысла, когда как для родителя это нерушимое правило, и из этого вытекает конфликт поколений.

Валентина Лукина – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.