/ Капитолина Яковлева

О якутских серьгах

Серьги считаются одним из самых распространенных видов украшений. Не всегда они носились так, как мы это сейчас делаем – в мочке уха. Как считает один из исследователей русской культуры Рыбаков, серьги на Руси появились под влиянием тюркских народов. Отсюда и название – русское «серьга» схоже с тюркскими вариантами «серга», «ытарга» и так далее.

Это украшение связано не только с эстетическими функциями. Уши в якутской культуре имели особое сакральное значение. Считалось, что кут (душа) человека живет в его ушах. И когда человек был смертельно болен, кут можно было увидеть – она покидала тело в виде хлопа или вошки. Богиня Айыысыт через ухо вселяла в тела детей души.

Если говорить непосредственно о серьгах, сейчас принято считать, что количество подвесок на традиционных якутских серьгах обозначает детей и внуков это женщины. Если подвеска находится в середине украшения, это означает будущих детей. Однако не всегда якутские серьги выглядели так, как мы их сейчас представляем.

Есть мнение, что серьги на Руси появились под влиянием тюркских народов

В 17-18 веках путешественники описывали якутские серьги как имеющие форму знака вопроса: они были изогнуты и имели небольшие бусины. Женщины носили по две-три серьги в каждом ухе. Исследователь Константинов говорит, что особенную популярность серьги приобретают с середины 18 века. Такое украшение носили не только женщины, но и мужчины. Это доказывают археологические раскопки погребальных комплексов.

Украшения в виде знака вопроса были распространены и у других народов Евразии. В Сибири такие украшения были у алтайцев, хакасов, тувинцев. Позже такие серьги начинают усложняться, бусины заменяются полыми подвесками.

Постепенно формы серег становятся сложнее, это говорит о развитии ювелирного дела в Якутии. В это же время появляются серьги как раз той формы, к которой мы привыкли. По поводу этой лировидной формы сейчас нет единой точки зрения насчет того, откуда она появилась. Если проводить параллели, те же лировидные серьги были и у алтайцев, и у долганов, и у народов Амура. При этом разница лишь в подвесках, форма оставалась одинаковой. Некоторые исследователи, например, Зыков, считают, что это украшение не является исконно якутским, а переняло свою форму от русских серег-«голубцов», также сделанных из бусинок.

Капитолина Яковлева – доцент кафедры всемирной истории и этнологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета, кандидат исторических наук

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.