/ Виктор Осипов

Почему школьники не могут сдать «легкий» предмет

Обществознание – третий по популярности предмет ЕГЭ после русского языка и математики. Его выбирают примерно 53-57% выпускников школ по всей России. Однако ошибка большинства ребят в том, что они считают, что выбрали легкий предмет.

Школьники полагают, что выбранный ими для сдачи ЕГЭ предмет легче истории, биологии и других «серьезных» предметов. Так повелось, что оценки по этому предмету у детей хорошие, редко встречаются «двойки» и «тройки». Но на экзамене они не могут подтвердить свои «четверки» и «пятерки». И это не вина учителя – когда ребенок выступает перед классом, учитель не может просто сказать ему «Ты не прав» и посадить с «двойкой», убив в зародыше инициативу. Как правило, учитель выбирает какие-то мягкие выражения и старается не снижать оценку. Ко всему прочему, если ЕГЭ по другим предметам остаются из года в год, в целом, неизменными, то обществознание до 2015 года обновлялось едва ли не каждый год. Во второй части школьнику нужно конкретно в двух-трех словах изложить суть. И как раз здесь детям становится сложно – этому не учат в школе. Также в ЕГЭ по обществознанию есть вопросы, в которые требуется описать примеры, опираясь на теорию из учебника и жизненный опыт. 17-летнему школьнику это, конечно, не всегда удается.

Сложность в том, что обществознание – это более десятка разных наук, все обществоведческие науки аккумулированы в одно. Я бы сказал, обществознание – один из самых важных предметов в школе. Знание права, экономики, религии и других аспектов, с которыми детей знакомит обществознание, пригодятся в будущем.

Это проблема неправильного отношения к обществознанию создана самой системой образования. Изначально к нему относились как к предмету, который должен социализировать детей, помочь им вести законопослушный образ жизни в обществе. Сейчас же роль обществознания изменилась – но теперь оно воспринимается как «дополнительный» предмет для сдачи ЕГЭ.

Нужно учитывать специфику нашего региона – вопросы по обществознанию бывают с подковыркой, нужно идеальное знание русского.

Для учителей это выливается в проблему, когда дети выбирают такой сложный предмет не осознанно. Многие делают это чуть ли не весной. Часто встречается и такое: ребенок выбрал обществознание, но игнорирует консультации. Обычно в школе этому предмету выделяется в неделю два урока по 45 минут. Чтобы хоть как-то более или менее грамотно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно минимум нужно 4 часа в неделю.

При этом 70% успеха в подготовке к ЕГЭ по обществознанию – в самостоятельной подготовке. Единой формулы правильного ответа, как в химии или алгебре, нет. Здесь важное значение имеет также отношение к предмету родителей. Они ни в коем случае не должны пускать подготовку на самотек и должны дать понять ребенку, что выбранный им предмет сложен, а потому требует внимания.
Основная проблема сейчас – именно в самом отношении к предмету, и сами учителя-обществоведы должны очень серьезно отнестись к своему предмету. Нам нужно определиться, в каком ключе мы будем преподавать обществознание: как предмет, который помогает социализировать, или как предмет для сдачи ЕГЭ – тогда подход к его преподаванию меняется, и мы «натаскиваем» на сдачу экзамена.

Виктор Осипов – старший преподаватель кафедры преподавания истории и обществознания исторического факультета СВФУ

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.