/ Ирина Подойницына

Обучение не стоит автоматизировать

Еще в 50-х годах американские исследователи считали, что в XXI веке в школах будет преобладать полностью автоматизированное обучение. Ученые предсказывали, что знания, благодаря применению современных технологий, будут поступать ученикам прямо в головы.

Конечно, даже спустя столько лет массовой автоматизации не случилось – в большинстве случаев школьное и студенческое обучение продолжает включать в себя систему «преподаватель – слушатель», «книги – знания» и так далее. Полностью автоматизированное обучение сегодня доступно лишь единицам, и стоит подчеркнуть, что при нем используется далеко не обычная школьная программа, а изучаются различные узконаправленные специализации.

В российских школах к автоматизации ближе всего подобралось дистанционное обучение, когда ученик может получать знания даже находясь в домашних условиях. Возникает вопрос: «Что целесообразнее – дистанционные или традиционные способы обучения?»

На мой взгляд, школы и университеты еще не готовы отказаться от традиционных методов, особенно в рамках гуманитарных наук. Отмечу, что традиционные методы сейчас остаются выгодными для всех тех наук, которые включают в себя специфику и коммуникативные навыки по типу «человек – практика» – к примеру, сюда относятся те же социология и медицина.

Самым эффективным способом получения знаний остаются практические занятия и общение с преподавателем

Занятия в классах и аудиториях будут оставаться важными еще долгие годы. Тем же студентам, обучающимся на медицинском, изучать что-либо только при помощи интернета – совсем не то, им важно коммуницировать с преподавателем. Одним словом, для получения реальных знаний без споров не обойтись.

То же самое и в области социологии – без коммуникации эту науку не изучить. Представить те же дебаты, деловые игры без общения, эмоций, чувств – какая же это игра? В моем обучении на этом построена вся система, и она отлично себя зарекомендовала. Тем не менее, от дистанционного обучения отказываться не стоит. Эта система может положительно зарекомендовать себя, к примеру, как дополнение, когда студент уже прошел основной курс обучения.

Ирина Подойницына – доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.