/ Галина Попова

Олонхо с пеленок: как к этому относиться?

Правильно, когда культура родного народа для ребенка присутствует в естественных условиях, в ее естественном функционировании. Есть для этого очень хороший критерий: культура в ребенке и ребенок в культуре, начиная от культуры питания и заканчивая духовной культурой.

Ребенок должен расти в традиционной культурной среде, которая более всего адаптирована к местным природным условиям – это полезно во всех отношениях. Здесь не может быть и речи о каком-то дозировании, боязни переборщить. Никто еще не умирал от родной речи, от культуры своих предков, от исконной религии, от кормящей скотоводческой культуры своего народа.

Другой вопрос, когда речь идет о возрастной градации. Как говорится, всему свое время, и это прекрасно учтено в любой народной культуре. Что касается конкретно Олонхо, которое в наше время удивительным образом стало привлекательно для современных детей и молодежи, не говоря уже о взрослых. Видимо, так проявляется естественный цикл этно- и культурогенеза саха. Боюсь даже предположить, если это не предсмертная агония и Олонхо, и этноса… Не раз слышала от старых людей, что в народе говорили: перед исчезновением этноса все его таланты выходят наружу. Это к слову, так сказать, чтобы не сглазить.

Детям нравится сказывать Олонхо и петь от имени персонажей Олонхо – им это дается удивительно легко и доставляет истинное удовольствие

Текст Олонхо при этом оживает и действует в качестве генератора творческого духа нации саха. Олонхо массово сказывают даже 3-4-хлетние малыши, никому из них вреда это не сделало, все это ведется под педагогическим мониторингом, времени прошло достаточно много, у нас выросло целое поколение олонхосутов. В старину дети с 8-9 лет самостоятельно могли выступать перед публикой – тогда все соседи собирались на слушание олонхо в одном балагане.

Как долго продолжится этот процесс, сказать сложно, но это будет не вечно. Надо успеть полной грудью вдохнуть живой дух Олонхо, может, тогда и продолжится дух нации. А современные дети и молодежь – не залог этому процессу, а полноценные носители эпической культуры саха. Это их судьба, их крест и одновременно дар их судьбы. У нас, к сожалению, этого не было, вместо этого мы пережили советский режим. И по-своему были счастливы, потому что тоже жили. Жизнь – она всегда бесценна и прекрасна.

Чему учит олонхо – это вопрос сомневающегося и не знающего смысл текста олонхо. Этот смысл и помогает человеку ценить жизнь, жить по законам истинного гуманизма, стоять на позиции защитника света и добра на земле, то есть в срединном мире, истинной веры в творческое предназначение человека айыы, веры в торжество жизни.

Структура текста Олонхо выстроена по удивительному закону триединства – Олонхо пробуждает сразу три центра в мозгу ребенка/человека. Природный интеллект (ийэ өй) как генератор, материнский язык (ийэ тыл) как транслятор и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылыһах) как реализатор мысли. И поэтому он, олонхосут, свободно реализует свой разум как высшее творение природы и оттого получает ни с чем не сравнимое удовольствие и удовлетворение. Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца. И это естественно, и оттого притягательно.

Галина Попова – кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.