/ Владимир Филиппов

Отмена ЕГЭ – возврат к коррупции?

Снова предлагается вернуть в школу золотую медаль и учитывать ее при поступлении в вузы. Экзамен по иностранному языку опять стал обязательным, а в тестах ЕГЭ расширяется устная часть. Почему такие шараханья в реформе образования? Может, честнее отменить ЕГЭ?

Во всех ведущих странах мира принята тестовая система, это Единый экзамен для всех. Не важно, бедный ты или богатый, и в какой школе ты учился – в элитной или обычной. Да, надо обеспечить объективность проведения этого экзамена. Признаемся, у нас бывают единичные нарушения, может, около 2-5 процентов. Но для России отмена ЕГЭ – возврат к коррупции.

Меня ректоры часто упрекали: «Мы берем абитуриентов по бумажкам, надо же им в глаза посмотреть!». Но смотрели-то в вузах ранее, при вступительных экзаменах, не в глаза, а в карман, пытаясь вынудить платить хоть законным путем, хоть незаконным. И не забывайте, что ЕГЭ сделал поступление в вузы доступным для многих способных школьников из отдаленных регионов. И для такой огромной страны, как Россия, это особенно важно.

А эксперимент с портфолио нужен. А что касается среднего балла аттестата, то я против. Зачем трижды наступать на одни и те же грабли? Средний балл мы пытались учитывать дважды – в советское время и в 1990-е годы. Но оба раза уже через три года отказывались от этого.

Статистика показала: средний балл во всех школах страны сразу увеличился, но знания учеников лучше не становились. Более того, в обществе сразу возникала волна возмущения против возрастающих поборов и взяток в школе из-за борьбы за высокий средний балл аттестата. И с сочинением могут быть такие же проблемы. Учителя сейчас даже взятку брать не будут. Они скажут родителям: ваш ребенок слабенький, пусть приходит ко мне на дополнительные занятия по 10 долларов за час.

Я не против сочинения, но проверять его должен человек из другой школы или из вуза, при обеспеченной анонимности автора сочинений. Как только мы сможем обеспечить такую возможность – пожалуйста! В портфолио можно учитывать участие в разных всероссийских конкурсах, в том числе – в районных, городских, республиканских этапах всероссийской олимпиады, спортивные и творческие достижения. Но надо четко определить, какие именно успехи важны.

Для многих ректоров, например, важно, чтобы были механизмы приема талантливых детей: спортсменов, музыкантов – победителей различных российских и международных соревнований и конкурсов. Наличие таких детей в вузе стимулирует развитие студенческих коллективов. В следующем году в РУДН, например, планирует поступать по целевому приему команда девушек из школы Олимпийского резерва, и мы заинтересованы в таких студентах. Им нужно учиться в одном вузе, чтобы продолжать вместе тренироваться, а нам важно, чтобы в студенческой среде были такие лидеры, которые подавали бы пример спортивного образа жизни другим.

Оригинальный текст: rg.ru

Владимир Филиппов – председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.