/ Ксения Ким

Отношение детей к этносу

Этническая идентичность является древнейшей возможностью самоопределить себя как члена общества. Как решают вопросы принадлежности к этносу дети, которые родились в межэтнических семьях?

Долгое время считалось, что это осознание принадлежности себя к этносу, либо установка на определенное поведение, свойственное данной общности, или же осознание и оценка себя как члена определенной этнической группы.

С одной стороны, этническая идентичность может быть дана изначально – мы с ней рождаемся, с ней и существуем. С другой, она может быть конструирована некой элитой, которой необходимо сформировать определенную этническую группу, либо выступать инструментом регуляции общественного мнения.

Понятие разделяется на когнитивный компонент – знания, имеющиеся у нас согласно этнической идентичности, и аффективный – оценку принадлежности к этносу: человек может чувствовать гордость, значимость, или же пребывать из-за него в некомфортном состоянии. Третий компонент, что чаще всего вызывает споры – поведенческий: то есть соблюдает ли человек традиции своего этноса, либо отказывается от них.

У подростков наиболее ярко представлен аффективный компонент, представляющий оценку собственной идентичности

Как чувствуют идентичность дети, которые родились в межэтнических семьях? На формирование этнической идентичности первым-наперво влияет фактор семьи. Интересным выводом стало то, что авторитет определенного родителя формирует у ребенка свое отношение к этносу – то есть если в семье авторитетом является отец, то ребенок пойдет по его стопам, если мать – следовательно, по ее.

Второй фактор – это язык. Его знание ведет за собой мыслительный процесс. Третий фактор относится к внешности – она позволяет нам соотнести с определенной национальностью, но здесь бывают свои исключения: к примеру, ребенок может выглядеть как представитель одной национальности, но ощущать себя ближним к другой.

Нами было проведено специальное исследование в виде этно анкеты. На вопрос о том, к какой национальности относит себя ребенок, 34% детей, опрошенных для нашего исследования, назвали национальность отца. 32% указали смешанную национальность – к примеру, дети из смешанных семей русских и якутов чаще всего определяли себя сахалярами, а корейцев и русских – тягубя. 20% назвали национальность матери, и около 10% детей затруднились с ответом.

Также в исследованиях у детей из межэтнических семей спрашивали, хотели ли они поменять свою национальность. Чаще всего опрошенные отвечали положительно, выбирая какую-нибудь мононациональность.

Насколько идентичность является значимой для детей, исследователи узнавали при помощи вопроса «Кто я?» Выяснилось, что у детей из моно этнических семей, когда родители одной национальности, значимость этнического блока с возрастом только увеличивается, тогда как у межэтнического ребенка – снижается.

Ксения Ким – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии Северо-Восточного федерального университета

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ