/ Николай Неустроев

«Оживят» ли социальные программы малокомплектную школу?

60% сельских школ в России – малокомплектные. Малокомплектные школы – решение проблемы или создание новой?

Сельская школа в Российской Федерации является массовым типом учебных заведений. Около 80% всех школ расположены в сельской местности, из них свыше 60% – малокомплектные. Так, например, в настоящее время в Республике Саха (Якутия) сельские школы составляют 72,4% общеобразовательных школ, из них 200 малокомплектных и 13 кочевых.

Проблема развития сельской малокомплектной школы – это вечная проблема. Еще в 2006 году тогдашний министр образования России Андрей Фурсенко говорил, что малокомплектная школа – это отдельная проблема, иногда боль, какой-то успех и необходимость. Он увидел своими глазами, как живут и чем дышат кочевые и малокомплектные школы, поэтому знал все об этой проблеме.

Второй президент нашей республики Вячеслав Штыров в свое время отметил, что малокомплектная школа – это социальная проблема и необходимо сделать так, чтобы она расширяла свои возможности в социальной функции. Если это происходит, то у школы появляется возможность финансирования. Он понимал, что малокомплектные школы могут включаться в социальные программы и за счет этого можно «оживить» школу.

Сейчас появилась одна идея, ее можно назвать общественной инициативой. В селе Онхой Верхневилюйского улуса есть основная малокомплектная школа, в которой обучаются 80 учащихся. Для дальнейшего функционирования эта школа должна укрепить свое положение. На общем сельском собрании население решило объединить школу с детсадом. И на основании этого два учреждения стали одним целым образовательным заведением, в котором 115 учащихся. Всегда была установка: если в школе меньше ста учащихся, то это уже угроза тому, чтобы ликвидировать ее или укрупнить. Какое село хочет, чтобы школа закрылась? Для этого начали искать пути «спасения» образовательного учреждения. И все решилось: в данный момент у этой школы статус совсем другой. 35 дошкольников стали учащимися школы. Все вышли из положения, зарплата учителей повысилась, заведующий детсада становится заместителем директора по дошкольному воспитанию. Вот как верхневилюйские педагоги решили проблему.

В другой верхневилюйской деревне решили среднюю школу объединить с сельским клубом. Здесь стоит задача расширить потенциальные возможности школы по дополнительному образованию. Директор как юридическое лицо отвечает за дошкольное воспитание и за внеклассную деятельность. Они тоже вышли из ситуации: помещений для обучения мало, теперь в дневное время, когда клуб пустует, ребята могут там заниматься по своим интересам. Но есть некоторые сложности: во-первых, клуб входит в другую структуру, а во-вторых, требуется согласование на уровне министерства и других инстанций. Хотелось бы, чтобы это все разрешилось положительно.

Николай Неустроев – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Автор фото: Светлана ПАВЛОВА, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.