/ Ксения Ким

Побороть дезадаптацию

В Министерстве здравоохранения России отметили, что в настоящее время среди 40 процентов учащихся российских школ была зафиксирована школьная дезадаптация, а у 70 процентов – пограничные психические расстройства. На что они влияют?

Термин «школьная дезадаптация» в самом обобщенном виде представляет собой нарушение приспособления ученика к требованиям образовательного процесса. Чаще всего школьная дезадаптация возникает у учеников младших классов, как ответ на новые требования.

Что касается пограничных психических расстройств, то данное понятие используется для обозначения не сильно выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы.

В их возникновении значительную роль играют социальные факторы, что с определенной долей условности позволяет характеризовать их как срыв психической адаптации.

В школьной дезадаптации невозможно выявить одну-единственную причину. Так как психика человека несет в себе субъективный характер, то и причины возникновения дезадаптации у каждого ученика могут быть свои. К примеру, личностный и семейный факторы, сам образовательный процесс.

Снижение невротизации и тревожности школьников может происходить различными путями: формированием преемственности различных ступеней образования: к примеру, «детский сад – младшие классы – среднее звено – старшие классы», формированием ясных требований к ученику, консультационной работой психолога (с запросами как школьников, так и родителей, учителей) и диагностической работой.

Если ребенок не приспособлен к школьному обучению, не вызывает сомнений, что это в будущем негативно отразится и на его поступлении в университет. Первокурсники, входя в образовательную среду вуза, сталкиваются с огромным количеством новых для себя возможностей и трудностей: это новые системы обучения и оценивания (БРС), изменившийся круг общения, бытовые вопросы. Для профилактики возможной дезадаптации в университете необходимо формировать знания о структуре обучения, о требованиях, предъявляемых преподавателями. Конечно, на мотивацию студента к обучению также позитивно влияет интерес к его личности со стороны других людей.

Ксения Ким – кандидат психологических наук, старший преподаватель Института психологии Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.