/ Пантелеймон Егоров

Почему колясочника нельзя называть инвалидом?

Много говорим об инклюзивном образовании и толерантности, о том, что все должны быть равны перед жизнью. Но реальность диктует свои правила. Уже давно эксперты и специалисты требуют стать более корректными с людьми с ограниченными возможностями и не называть их инвалидами.

По официальной статистике, в России инвалиды составляют около 10% от всего населения, иначе говоря, они есть почти в каждой четвертой семье.
Я как специалист и как человек всегда говорю, что необходимо выработать единый терминологический глоссарий в области образования, а именно исключить в быту и во всех общественных, учебных, научных и культурных сообществах использование термина «инвалид». Педагогика должна соединяться с философией, культурологией, медициной и психологией. Она сейчас в очень сложном положении. Есть много неудобных, трудных вопросов, на которые сама по себе педагогика не отвечает.

В новом федеральном законе «Об образовании» в понятийном аппарате данный термин отсутствует. Появился новый термин: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Термин «инвалид» может применяться лишь в медицине как определение, которое объясняет диагноз заболевания. Словосочетание «люди с ограниченными возможностями здоровья», как показала жизнь, также неудачно. Потому как есть множество людей, которые обладают неограниченными возможностями здоровья, благодаря которым они становятся успешными. Когда сокращают это словосочетание, говорят: «Люди с ограниченными возможностями». Порой это слышат так: «люди с ограниченными умственными возможностями».

Именно внедрение непрерывной системы инклюзивного образования, включающей в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, колледж, вуз), научит как детей, так и их родителей быть толерантными к бедам других.

Это мы видим, когда создаем экспериментальные площадки в детских садах, ведь дети более открыты и чутки, чем взрослые, и, играя с детьми с ООП, уже не замечают их особенностей, а воспринимают их как обычных детей.

Здоровых людей редко волнует чужая беда, до тех пор пока они сами не окажутся на больничной койке. Ведь не зря говорят, что самая лучшая школа – это жизнь.

Одно остается главным – в общении с инвалидом надо относиться к ним, как к обычному человеку. Самое главное – не жалеть его, а предлагать помощь только тогда, когда видно, что человек не справляется самостоятельно.

Пантелеймон Егоров – кандидат педагогических наук, заведующий учебно-научной лабораторией адаптивных компьютерных технологий Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.