/ Ксения Ким

Понять себя как личность

Не становится ли сегодня опасным растущее стремление человека, в особенности молодежи, изменить себя внутренне и внешне? Со временем эти изменения становятся все кардинальнее, границ практически нет.

Стремление человека к изменениям является одной из движущих сил развития – мотиватором. Изменение представляет собой воспитание определенных черт характера, самосознания и является показателем прохождения возрастных этапов и кризисов. Именно вследствие прохождения кризиса, при решении определенных возрастных задач проявляются новые черты и способности человека.

При невозможности измениться «изнутри», человек начинает менять себя внешне.

Идентичность личности для молодежи всегда была проблемным вопросом, «поиск себя» нередко приводит людей ко впадению в кризис идентичности. Он проявляется в подростковом возрасте и решается в этот же период. По мнению психолога Эрика Эриксона, именно в этом возрасте происходит определение и формирование основных типов идентичности, которые делятся на социальную: половая, ролевая, этническая, и личностную, подразумевающую изменение тех черт личности, что характеризуют именно этого человека. При затрудненном прохождении подросткового кризиса может наблюдаться «диффузия идентичности», то есть отсутствие четкого осознания себя и своих черт и отнесения к какой-либо группе.

Затрудненное прохождение и не решение кризиса идентичности может проявиться в трех основных сферах поведения: проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, алкоголь и наркотики. Как раз в сфере членства в группе сверстников молодежь начинает стремиться к некой общности проявления в виде изменения своей внешности, стиля одежды и так далее.

С кризисом идентичности не борются, человек просто его переживает. Это то, с чем в своей жизни сталкивается каждый – процесс обозначает взросление и переход в новую возрастную группу. Путь прохождения кризиса идентичности каждый выбирает сам, исходя из своих задач и целей.

Если отметить этническую идентичность, то она относится к социальной, а именно к осознанию и принятию себя членом определенной этногруппы. Если затрагивать особенности прохождения кризиса идентичности в различных этногруппах, то стоит отметить различные исследования, подтверждающие существование различий в психологическом содержании подросткового кризиса.

Так, исследование американского антрополога Маргарет Мид выявило, что у детей-аборигенов острова Самоа данный период проходит максимально бесконфликтно, что связано с культурными факторами. Дети в данных культурах при достижении определенного возраста проходят обряд инициации и после этого становятся официально взрослыми – они достигают определенной идентичности без каких-либо затруднений и ограничений со стороны общества.

Ксения Ким – кандидат психологических наук, старший преподаватель Института психологии Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.