/ Венера Марфусалова

Проблемы изучения языков КМНС

К коренным малочисленным народам Севера в России относятся 40 народов численностью менее 50 000 тысяч человек, проживающих на территориях традиционного природопользования.

В Дальневосточном федеральном округе народы Севера проживают во всех его субъектах: в Хабаровском крае 8 народов – нанайцы, эвенки, эвены, ульчи, нивхи, удыгейцы, нигедальцы, орочи, в Магаданской области 6 народов – чукчи, эвены, эскимосы, коряки, чуванцы, этельмены, в Республике Саха (Якутия) 5 народов – эвенки, эвены, чукчи, юкагиры, долганы, в Камчатском крае – коряки, чукчи, этельмены, алеуты, в Сахалинской области – нивхи, орочи, эвенки, нанайцы, ороки, в Амурской области проживают эвенки, в Приморском крае – удыгейцы.

Изучение языковой ситуации этих народов показывает, что постепенно родной язык утрачивает функциональное значение

Можно выделить несколько факторов, влияющих на утрату родного языка северных народов. Во-первых, в местах компактного проживания народов Севера обычно преобладает русскоязычное население и в школе, как правило, языком обучения является русский язык. Во-вторых, дисперсная населенность народов Севера приводит к языковой мозаичности и дезинтеграции. В результате этого появляются разные диалекты и речевые вариации, что затрудняет общение представителей народов Севера и отрицательно влияет на формирование отдельного языка, как стабильной лингвистической системы. В-третьих, места компактного проживания этих народов в настоящее время относятся к различным административным территориям. Это затрудняет консолидацию представителей этнических меньшинств для создания единого образовательного пространства.

Трудно создать единую концепцию развития языков и обеспечивать учебно-методическими комплектами. Например, отсутствие взаимообмена между эвенками из нашей республики и из других регионов страны, создает изолированность от общего технического состава, порождает трудности в самоидентификации, самосознания и широкого спектра общения с различными представителями своего этноса.

В целом, у языков коренных народов Севера преобладает значительное сужение сферы функционирования и слабое формирование письменной и литературной форм языков. Но все эти факторы не могут влиять на значение языка как духовного источника. На языках народов Севера созданы эпические произведения, повести и рассказы, развивается самобытная современная литература.

В российской системе образования вопросы языковой политики и развития двуязычия регулируются законами «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом. В этих нормативных документах гарантируются равноправие языков, право изучения и обучения на родном языке. Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В нашей республике изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера как учебного предмета проводится в 27 школах: эвенский в 13-ти, эвенкийский в 11-ти, юкагирский в двух, чукотский в одной, долганский изучается в качестве факультатива в одной школе. Общее количество школьников, изучающих родные языки КМНС, составляет 1525.

Венера Марфусалова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.