/ Маргарита Алексеева

Проблемы многоуровневого изучения истории

В современных концепциях исторического образования обращено внимание на многоуровневое изучение истории российского государства, отдельных регионов России и мира.

Учителю истории необходимо тщательно продумывать содержательную часть всех курсов истории России и всемирной истории, чтобы найти синхронные линии для дополнения и сравнения сходных или отличных событий, явлений и деятельности исторических персон. Методика урока, исходя из деятельностной парадигмы обучения, строится не только на активном слушании, деятельностном чтении, но и содержательном осмысленном говорении по существу изучаемого материала.

При этом необходимо исходить из неравной пропорции между растущим с каждым годом объемом изучаемого исторического материала и неизменным количеством уроков (2 в неделю), которых совершенно недостаточно. Переход на ФГОС-2 уже начался.

Ситуация осложняется для учащихся национальных школ, у которых родной язык не русский, таким детям, особенно в пятых-шестых классах, требуется несколько больше времени на усвоение исторической информации, так как они сначала думают на родном языке, потом переводят на русский и обратно.

Пятиклассники впервые знакомятся с систематическим изучением истории, начиная с курса истории древнего мира. Материал незнакомый, далекий по расстоянию и времени

Для тренингов, повторения и закрепления новых знаний не хватает учебного времени. Надеяться на выполнение продуктивных и творческих заданий дома всеми пятиклассниками особенно не приходится, в классе необходимо обсудить все варианты выполненных заданий, и нужно успеть идти дальше, так как ждут объемные новые темы. Получается гонка с краткими остановками на беглую проверку знаний без остановок для обстоятельного обобщения и систематизации знаний. Где решение проблемы?

Особенно напряженно в шестых классах, где изучается два насыщенных информацией, терминами, датами, персонами курса: история средних веков и история России. Для осмысления, обдумывания и погружения в исторические явления, выделения главного, особенного, характерного и закономерного необходимо время, как для учителя, так и для учащихся. Для учителя, чтобы подготовить своих подопечных к решению проблемных исторических задач и участия в разного рода дискуссиях, ролевых играх, требующих осознанного применения приобретенных исторических знаний. А для учащихся – чтобы набрать необходимый банк исторической информации: текстовой и визуальной из разных источников, отработать применение единиц исторической информации в речи и приобрести свой взгляд на то или иное событие.

По мере погружения школьников в мир исторических знаний логично находить параллельные события для сравнения, повторения, установления историко-логических связей из разных курсов.

Маргарита Алексеева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.