/ Василий Находкин

Психолога в каждую школу

Среднестатистическая школа численностью в тысячу учеников имеет в своем составе одного психолога. Если в советское время он занимался лишь научными исследованиями, то сейчас в его задачу входит правильное психологическое ориентирование учащихся и их родителей.

Нередко психологи бывают перегружены количеством детей, за которых они ответственны, и объемом накладываемых на них работ. Как же выстроить работу так, чтобы отводить внимание всем ученикам и эффективно помочь в обучении и профессиональной ориентации?

Советская система образования не предусматривала психологов в школах. Считалось, что психологическая подготовка для школьников ни к чему. Психологи как таковые все же работали, однако в их задачи не входила помощь ученикам: на базах школ они проводили научные исследования.

Практическая психология появилась уже в новой России. Работу представителям новой профессии приходилось выстраивать с нуля: не было никаких регламентирующих документов, справочной литературы, информации, как школьному психологу выстроить эффективную работу.

Психологи и соцпедагоги – обязательный штат школ и дошкольных организаций за рубежом. В России вокруг этих профессий до сих пор идут споры

По моему мнению, даже один психолог в школе может достигнуть действительно больших результатов. Главное – грамотно поставить работу и выбрать ориентиры. Основная функция психолога – анализ, но, с другой стороны, он должен быть хорошим организатором. Например, некоторую информацию можно взять у классного руководителя, в частности, характеристику.

Полезные данные также можно запросить у заместителей директора по научной и воспитательной работе. Социальный педагог может предоставить данные о взаимоотношениях учеников и их родителей. Собрав всю информацию, необходимо сделать подобающий анализ.

Будучи школьным психологом, в своей деятельности я руководствовался следующим правилом: работать целенаправленно с определенным классом, распределив работу со школьными коллективами по времени. Педконсилиум каждый месяц разбирает конкретный класс: беседует с родителями по воспитанию, консультирует учителей по успеваемости. Это – подходящая формула для большинства школ и учебных коллективов.

Василий Находкин – заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.