/ Татьяна Макаренко

Ребенок и труд

Трудовое воспитание детей входит в непрерывную воспитательную деятельность. Почему важно раннее приобщение ребенка к труду?

Родителям следует формировать у детей определенные навыки самообслуживания. Мы формируем определенные качества, которые необходимы для дальнейшей жизни ребенка, его социализации, актуализации и освоения профессиональной деятельности. При этом ребенок должен понимать, что многие вещи ему необходимо делать самостоятельно: уметь учиться, развиваться, потому что только в постоянном процессе развития мы можем получить результат.

Целенаправленность, умение планировать, организовывать самого себя – волевые параметры, которые необходимо развивать

Учебная деятельность — также один из видов трудовой деятельности. Общественно полезный труд тоже необходим ребенку. Я не поддерживаю тех, кто считает, что дети не должны трудиться дома, на субботниках. С ребенком следует беседовать и объяснять, что это необходимый процесс для помощи уже не семье, а обществу. Без труда мы не сможем воспитать настоящего человека, который в итоге будет иметь мотивацию в труде, самосовершенствоваться, развиваться и самореализовываться на профессиональном поприще.

Часто дети не понимают, что им нужно делать. Как-то раз я спросила студентов, что означает трудовое воспитание. Они ответили, что это субботники, поломытье, выкапывание картошки. Интересный факт: многие родители считают, что такое привлечение детей – это эксплуатация труда. Ставим вопрос, что такое эксплуатация: этот термин соотносится с присвоением чужого труда. Когда мы привлекаем детей к труду, это общественно полезный труд.

Слово «помощь» понимается и осознается ребенком с раннего возраста. Попросите дошкольника нарисовать, как выглядит помощь, и поставить этот рисунок на самое видное место. На вопрос окружающих об изображении маме при ребенке следует ответить, что так выглядит ее помощь. Этим она покажет, что ребенок – мамина помощь, ему будет приятно. Также важно слово «вместе»: нужно предлагать сделать что-то не за родителя, не вместо, а именно «вместе». Конечно, следует давать работу по силам, которую можно будет переделать.

Татьяна Макаренко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.