/ Анна Делахова

С грузовиков на судна: переориентация транспорта

В августе этого года министр транспорта РФ Максим Соколов предложил повысить сборы с дальнобойщиков в период речной навигации в целях развития речного транспорта. Действительно ли эта мера поспособствует переориентации грузоперевозок с автомобильного транспорта на речной?

Для транспортной отрасли России последние годы были непростыми. Причинами являются факторы экономической ситуации в стране: кризис, санкции и повышение налогов, уменьшение объемов внешней торговли. Так, существующая ситуация заставила многих предпринимателей и управленцев оптимизировать маршруты перевозок и перейти на альтернативный вид транспорта для экономии денежных средств.

Сегодня в структуре объема грузоперевозок по видам транспорта в 2014-2015 годах наблюдается уменьшение объема автомобильных перевозок на 12%, а также наращивание объемов морского и железнодорожного транспорта. Стоит отметить, что это связано с увеличением объемов завоза грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где основной транспортной схемой является перевозка морем до морского порта города Владивосток и далее по железной дороге Российской Федерации.

Здесь также можно вспомнить, что после внедрения платежной системы «Платон» в ноябре 2015 года многие малые предприятия были вынуждены уйти с рынка из-за многократного роста издержек на перевозки.

Таким образом, заданные условия только губительно скажутся на бизнесе логистических услуг автомобильного транспорта. Для развития речных (внутренних водных) перевозок необходимы значительные инвестиции, как и для развития всего транспортного комплекса нашей страны, но оплачивать развитие одного вида транспорта за счет другого, по моему мнению, является не лучшим способом. Рост оплаты за проезд по федеральным трассам влечет за собой удорожание тарифов автоперевозчиков и повышение себестоимости, но в условиях жесткой конкуренции предприятия будут работать в убыток себе, что сулит спад развития автомобильных перевозок.

Возможность конкуренции между двумя видами транспорта сильно зависит от особенностей разных категорий грузов и специфики конкретных видов транспорта. К примеру, для речных перевозок основной вид груза – это массовые грузы, которые включают в себя налив нефтепродуктов, сухогруз (в том числе: лес, ПГС, песок, каменный уголь, строительные материалы).

Условно говоря, цена перевозки внутренним водным транспортом дешевле, чем перевозка автомобильным транспортом, но при выборе схемы доставки включающую перевозку речным транспортом необходимо учесть то, что до речного порта груз подвозят автомобильным транспортом (либо с помощью перевалки с железнодорожного), а после прибытия в порт груз снова перевозят автомобильным транспортом. Поэтому можно сделать вывод, что данная схема экономически выгодна только для больших объемов грузов и на дальние расстояния.

Анна Делахова – научный сотрудник НИИ региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.