/ Мария Прокопьева

Семья как система

По статистическим данным, семья оказалась наиболее уязвимой категорией социума: наблюдается уменьшение числа браков, снижение рождаемости, увеличение количества разводов, потеря нравственных ориентиров, усиливается тенденция к уменьшению числа детей в семьях.

Сегодня как никогда актуальна роль семейного тьютора, социального педагога, психолога-консультанта, медицинского работника в оказании социально-медико-психологической помощи детям и родителям, ведь без семьи ни один человек не может чувствовать себя в полной мере счастливым.

Необходимо исследовать самоорганизацию семьи, то, как формируется воспитательная система семьи

Например, традиции якутской семьи отражены в ее устройстве, организации, обеспечении. Ведь воспитывает детей все – вещи, среда, окружающая красота. У якутского народа издавна есть народная педагогика – этнопедагогика семьи. Даже если рассмотреть якутские описания типов семей, их множество – это «дьоhун»», «кыаллар», «дуоспуруннаах», «ытык», «сэниэ». Так описывают благополучные семьи, а неблагополучные, например, в олонхо – «быстыбыт», «дьадайбыт», арахсаары сылдьар», «улэhитэ суох» ыал. В русском языке всего два деления.

Я использовала синергетический подход к семье как к системе. Очень многое зависит от нас, но не все. Среда, гены, здоровье, характер, семья – очень сложная структура. Жить с одним человеком до 50-60 лет – это великий подвиг. Сейчас молодежь не хочет оформлять юридически отношения, хотя показатели демографии повышаются, но все же проблемы есть. Молодежь боится ответственности.

Мария Прокопьева – доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.