/ Ирина Подойницына

Северяне ─ символ Якутии?

Люди, живущие в Якутии, – главный фактор формирования имиджа региона. Что для них является символом Якутии? Соответствует ли их мнение общепринятым стереотипам?

Процесс имидж-моделирования – это, несомненно, процесс стереотипизации, то есть в основе его лежит такой процесс, как создание стереотипов. В целом мнение многих ученых, социологов, пиарщиков совпадает. Стереотип по определению – это понятие мнения, которое поддерживает большинство. Хороший он или плохой, но раз его поддерживает большинство, то это уже факт коллективного сознания, коллективной психологии, и благодаря этому он очень силен. Поэтому можно сказать, что стереотип – это нормальное явление. Какой-никакой, но он должен быть.

Для первой части исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия)» мы провели опрос 1 982 респондентов в шестнадцати улусах, в ходе которого действительно был задан вопрос: «Что вы считаете символом Якутии?»

На первое место вышел Олонхо, на второе – алмазы, на третье – Полюс холода, кроме них назывались мамонт и люди Севера. Это является основой имидж-моделирования нашей республики. В сознании людей это символы Якутии. И я соглашусь с этим мнением.

Ученые из Института психологии СВФУ проводили исследование о стереотипах параллельно с форсайтом. Почему-то они пришли к выводу, что эти стереотипы упрощенные, скудные, одномерные и однообразные. Я совершенно так не считаю и не согласна с их мнением. Считаю, что сложившиеся у якутян стереотипы действительно отражают факты коллективного сознания и являются символами республики.

Кроме того, мне кажется, что республика узнаваема благодаря этим символам в России, может даже и во всем мире. Якутские алмазы, полюс холода известны всему миру. Что касается Олонхо, люди, разбирающиеся в культуре, тоже знают, что это такое.

Я думаю, что население Якутии может быть главным фактором формирования имиджа региона. Тут имеется в виду люди Севера – северяне. В представлении других людей они мужественные, сдержанные, немногословные. Северяне, живя в суровых климатических условиях, привыкли больше делать, чем говорить, и это отличает северян от жителей других регионов. Сразу вспоминается Джек Лондон с его героями в своем стремлении выжить в любых условиях и обстоятельствах. Думается, что человек севера, несущий определенные черты характера, вполне может быть стереотипом.

Вообще, надо сказать, что стереотипы, которые мы выявили в исследовании «Форсайт Республики Саха (Якутия)», считаю правомерными.

Ирина Подойницына – доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.