/ Светлана Желобцова

Современная литература сейчас находится в состоянии поиска

Раньше наша страна считалась самой читающей в мире. Утерян ли этот почетный титул, и каково состояние современной литературы?

К сожалению, назвать Россию самой читающей страной несколько проблематично. Это связано с объективными обстоятельствами, дети сейчас куда охотнее тянутся к компьютерам и электронным гаджетам. Но с другой стороны в силу нашего российского менталитета, склонного к психоанализу, метафоричности мышления, мы любим читать, храним духовную силу классики, формируем эстетический идеал, ориентируясь в какой-то степени на литературных героев.

Россияне – это народ сопереживающий, сочувствующий, размышляющий о судьбах других людей.

Если говорить о литературе в целом, то русская классика действительно является сутью духовной жизни общества, его ценностными ориентирами. Современная российская литература сейчас находится в состоянии поиска, реализации талантов новых писателей, их виденья преемственности традиций или качественно других открытий.Время отсеет ежеминутное от вечного. Таков закон искусства.

Наличие молодых перспективных авторов – это залог стабильного развития литературы, ее творческая стратегия. В 2013 году престижнейшую Всероссийскую литературную премию «Большая книга» получил старейшина советской литературы Даниил Гранин за роман о войне «Мой лейтенант». В 2014 году лауреатом этой премии стал молодой прозаик Захар Прилепин. Хочется надеяться, что Александр Иличевский, Андрей Геласимов и другие со временем станут классиками русской литературы рубежа ХХ-ХХI веков.

Всем нам знакомы имена и произведения основоположников якутской литературы Алексея Кулаковского, Платона Ойунского, Анемподиста Софронова, Николая Неустроева. Но существует ли современная якутская литература? В целом современным якутским прозаикам следует преодолеть границы регионального восприятия, выйти на общероссийский уровень читаемости, как в свое время Чингиз Айтматов подарил повести «гор и степей» мировому читателю. Достаточно сослаться на повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», ставшую началом творческого разбега Саха театра в спектакле «Желанный берег мой». Данное название стало брендом для фестиваля театров кочевых народов.

Если говорить о книжном воспитании, то рекомендуем читать любую художественную литературу, постепенно вовлекаясь в игру сюжетов, увлекаясь действиями и чувствами героев, находя ответы на свои вопросы, восхищаясь талантом писателей.

Светлана Желобцова – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века и теории литературы филологического факультета Северо-Восточного федерального университета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.