/ Венера Антонова

Спасти подростка от суицида

Нехватка социальных педагогов-психологов – распространенная проблема в нашей республике, в особенности в северных районах. Специалисты этой области востребованы в детсадах, школах, учреждениях социальной защиты, и являются своеобразными посредниками между проблемным ребенком и необходимым специалистом.

Профессия социального педагога в нашей стране официально зарегистрирована в 1991 году, именно тогда стали появляться первые школы профессиональной подготовки специалистов в этой области. В Америке соцпедагоги появились гораздо раньше – в 1917-ом, поэтому у нас при обучении учитываются зарубежные методики, адаптированные под российский социум. Конечно, в СВФУ при подготовке также немаловажен региональный аспект.

В Якутии среди специалистов социальной педагогики наблюдается острая нехватка суицидологов. По моему мнению, профилактика подростковых суицидов должна быть не только прерогативой медицинских работников, но и соцпедагогов. Это общая, социальная проблема, поэтому и подход должен быть межведомственным.

Социальный педагог как психолог в первую очередь должен оказывать квалифицированную помощь детям, входящим в группы риска

Если суицидолог и психотерапевт по большей части работают с трудными подростками «по ситуации», то деятельность специалиста по соцпедагогике включает в себя превентивную, профилактическую работу – соцпедагог является связующим звеном между личностью человека и окружающей средой, защитником прав. Его задача состоит в том, чтобы распознать в ребенке поведение, несвойственное здоровому человеку, и найти подходящего специалиста для оказания своевременной помощи.

Здесь стоит вспомнить недавний трагический случай с подростками из Пскова, которые стреляли в полицейскую машину и в итоге покончили жизнь самоубийством: если бы в тот момент вместе с силовиками присутствовал переговорщик из лица соцпедагогов, то, возможно, трагедии удалось бы избежать.

Чтобы уменьшить количество подростковых суицидов, социальные педагоги должны работать не только с самими школьниками, но и с их родителями – семейный фактор очень важен в таких случаях. К несчастью, у нас соцпедагоги часто при проблемных случаях попросту забирают ребенка из семьи, исключая возможность работы с родителями, а ведь изоляция ребенка – отнюдь не действенный метод.

Психологи и социальные педагоги должны быть в каждой школе, независимо от того, малокомплектная она или городская. За рубежом соцпедагоги есть в любом образовательном учреждении, даже в дошкольных организациях, и эта практика хорошо себя зарекомендовала. В России же среди специалистов соцпедагогики проходят большие сокращения, и это тревожная ситуация.

Венера Антонова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.